Получение новой информации для современного человека – необходимая часть жизни. Каждый день люди прочитывают, видят, слышат тысячи новых фактов, овладевая огромным количеством новых знаний. Что же говорить о детях? Дети получают в разы больше новой сведений, используя разные источники. Однако подобная часть жизни имеет как позитивные, так и негативные стороны.
Способность быстро приобретать новые знания, отвечать на самые сложные вопросы, находить ответы на любые загадки – одна из самых замечательная возможностей, которую мы получаем, имея доступ к Интернету. Но с той же скоростью, с которой мы добываем эти знания, они теряются и становятся совершенно не актуальными, что является одной из причин начать обучаться работать с этой легкой, быстро найденной информацией.
В современной системе образования все чаще можно услышать о функциональной грамотности. Но что же это такое? Давайте попробуем разобраться с новым, интригующим предметом.
Говорить о функциональной грамотности стали еще несколько десятков лет назад такие серьезные исследователи и ученые, как А.А. Леонтьев, М.И. Кузнецова и другие. А впервые она была введена еще в 1970-е годы, ставя перед собой задачу использования усвоенных знаний для решения жизненных ситуаций. И хотя сейчас ее основная задача немного изменилась, акценты остаются прежними.
На современных уроках функциональной грамотности учащиеся приобретают навыки работы с информацией (поиск, выделение основного, обработка, усвоение), и применения этой информации для решения конкретных социальных и бытовых ситуаций.
В современном образовании функциональной грамотности придается первостепенное значение. Этот факт объясняет большое количество выпускных проверочных работ, межпредметных тестов. Именно поэтому в нашей школе мы запускаем отдельные программы по функциональной грамотности у школьников, обучающихся в средней и старшей школе, и читательской грамотности у младших школьников.
Понятие функциональной грамотности объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую, компьютерную грамотность, юридическую, экономическую грамотность и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. На наших занятиях мы обучаем:
- читать правильно, соблюдая темп и скорость;
- находить связь предложений в тексте;
- анализировать структуру текста;
- вычленять главную и второстепенную информацию в тексте;
- работать с подтекстом (скрытой заданной информацией);
- анализировать информацию, понимать условия задачи;
- структурировать имеющуюся там информацию;
- оценивать достаточность представленной информации;
- извлекать необходимую информацию для ответа на вопрос;
- работать с основной идей текста и вторичной;
- устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию — оценивать получившийся результат.
Все педагоги сегодня стремятся сделать обучение более активным, предлагают различные задания, в которых школьники должны в большей степени самостоятельно усваивать учебный материал. Но, представьте себе, как сможет справиться с такой сложной задачей ребенок, которому сложно понимать прочитанные тексты, разбираться в сопровождающих его иллюстрациях, находить необходимые сведения в таблицах и диаграммах… Без необходимых умений обучение будет некомфортным для всех, а в первую очередь, для самого ребенка. Поэтому призываем каждого родителя быть внимательными к овладению данными навыками вашим ребенком. В современном образовании они не просто важны, а необходимы!