Как научить ребенка читать? Ниже в статье мы расскажем об основных подходах к обучению. Или приходите к нам мы расскажем, и покажем!

Как правильно и быстро обучить ребенка навыкам чтения

Как научить читать по слогам 5-летнего ребенка

Как научить ребенка читать? Ниже в статье мы расскажем об основных подходах к обучению. Или приходите к нам мы расскажем, и покажем!

В наше время, большинство детей обучаются навыкам чтения в раннем возрасте. Многие идут в школу, уже умея читать. Считается, что освоить данный навык необходимо еще до школы – в детском саду, в развивающем центре или на занятиях по подготовке к школе. А могут ли родители самостоятельно обучить своего ребенка навыкам чтения? Каким образом им следует организовать учебный процесс? И как это сделать быстро и правильно?

Когда следует начать обучению чтению?

Дети растут и развиваются по-разному, и с разной скоростью. И каждый ребёнок имеет право на свой собственный темп развития. Некоторые к трем годам уже знают весь алфавит, другие до 5 лет вообще не интересуются книгами. Возраст тут ни при чем, различия в большей степени определяются природой, чем внешними факторами. Важно понимать, что ребенок должен быть готов к обучению, в том числе психологически.

Основные признаки готовности:

– ребенок выражает мысли полными предложениями;

– у ребенка нет серьезных логопедических проблем.;

– умеет излагать мысли последовательно, например, как он провел свой день;

– знать пространственные понятия (лево, право, верх, низ и т.д.);

– умеет удерживать внимание на одном виде деятельности в течение 10 – 15 минут.

Для успешного обучения чтению у ребенка так же должен быть развит фонематический слух, именно со звуков, а не букв следует начать обучение. Ребенок должен научиться узнавать и различать звуки.  В основе обучения чтению должен лежать звук, а не буква. Это необходимо, чтобы избежать побуквенного чтения и понимать смысл прочитанного. Умение различать звуки в словах, соединять их в слоги –  залог успешного овладения навыкам чтения.

Как научить ребенка слышать звуки

Для начала следует научить отличать гласные звуки от согласных, твердые от мягких. Привлекайте внимание к положению языка при произнесении гласных и парных твердых и мягких согласных. Обратите внимание ребенка на артикуляцию, на положение губ и языка. Если при произнесении звука ставится преграда, значит звук согласный. А гласные звуки можно пропеть. 

Чтобы определить ударный слог: можно «позвать» слово, или произнести его с удивление или вопросительной интонацией.

Ребенку 4-5 лет обязательно нужно все потрогать, разобрать, и даже сломать, чтоб понять. Эту особенность следует учесть при изучении звуков.

При обучении, следует буквально разбирать слова на звуки. Возьмите кубики. Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Начните строить домик для слов. Произнесите слово, и пусть ребенок его за вами его повторит, понаблюдает, как ведут себя его губы, зубы.

Пусть ребенок определит, первый звук гласный или согласный, и сам положит первый кубик. Какой второй звук? А он гласный или согласный? Смыкаются ли губы и зубы, в момент его произнесения? Затем берет второй кубик и «читает» схему звуков. Все ли звуки выложены кубиками?

При схеме в два слога необходимо обозначить ударение. Далее следует добавить твердые и мягкие звуки.

При обучении необходимо учитывать особенности русского языка. Произношение не всегда совпадает с написанием. Поэтому для начала необходимо использовать слова, со звуками в сильной позиции, чтобы при их произношении звуки были четко различимы. Ударные гласные всегда слышатся четко. Можно использовать слова с одним слогом с непарным согласным на конце, или с двумя слогами, с безударным гласным в конце.

Например: мел, ель, мяч, лисы, парус и т.д.

Через какое-то время, можно уже начать работать с двухсложными и трехсложными словами. Важно, чтобы их произношение совпадало с написанием.

Например: пила, кот, кошка. Но не «дуб», так как в конце мы слышим звук «п».

Освоив трехсложные слова, можно переходить к более сложному варианту – разбирать слова, произношение и написание которых не совпадают.

Например: вода, леса и т.д.

Учим делить слова на слоги

Научить ребенка делить слова на слоги очень важно для успешного формирования навыков чтения. Деление на слоги значительно облегчает чтение длинных слов.

Для начала, произнесите слово и прохлопайте каждый слог. Тут все просто – сколько гласных – столько и слогов.

Например: са-мо-лет, ка-ран-даш — 3 гласных, 3 слога; е-жи — 2 гласных, 2 слога; спорт — 1 гласный, 1 слог, 1 хлопок.

Можно поиграть в игру «Закончи слово». Вы загадываете слово, называете первый слог, кидая при этом мяч ребенку, например, «па». Ребенок должен угадать, кинуть вам мяч обратно, закончив слово, например, «ша». Затем слово произносится полностью. Если ребенок угадал, то вы меняетесь местами, и он становится «ведущим» и загадывает свое слово.

Учим буквы

С этой целью можно собирать в копилку предметы, название которых начинается с изучаемой буквы. Затем нужно отхлопывать слоги при произнесении слова. Ребенок выбирает предмет и думает, есть ли в его названии изучаемая буква, и будет ли она с ним «дружить». Ребенку самому пока еще сложно подобрать слово, он нуждается в помощи. Главное не делать эту работу за него, а делать вместе с ним.

У детей сильно развита фантазия, и этот факт следует использовать в обучении. Предложите ребенку изучить букву. Пусть он на нее внимательно посмотрит и решит, на что она похожа, из чего состоит. Например, буква «В» похожа на очки, а на что похожа буква «Е»? Можно складывать буквы из любых материалов – пластилина, глины, бусинок и тд. Можно рисовать буквы разными цветами и добавлять картинки. Цель – научить ребенка распознавать графический образ буквы и соотносить его со звуком.

Не рекомендуется изучать буквы в алфавитном порядке.

Существует два основным принципа, которыми руководствуются при изучении букв

Частотный принцип

Его сторонниками являются педагоги К. Д. Ушинский и В.Г. Горецкий. Сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

Позиционный принцип

Этот принцип озвучил Д.Б. Эльконин. Звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.

Обучаем читать по слогам

Каким бы принципом вы не руководствовались, важно донести до ребенка, что буквы означают не только гласный звук, но и указывают, как читать согласный перед ними.

После того, как ребенок выучил несколько букв, можно попробовать читать слоги и короткие слова. Перед прочтением слога, обращайте внимание на гласную букву – она указывает на твердость или смягчает согласный?

Например:

Возьмите два слова, «кот» и «кит». Подумайте вместе с ребенком, в каком слове гласная буква будет указывать на мягкость, а в каком на твердость?

При чтении слов и слогов, важно обращать внимание ребенка на гласную букву. Предшествующий согласный будет произноситься мягко перед гласными буквами: “Я”, “Е”, “Ё”, “Ю”, “И”. Затем можно изучить “Ь” в конце слова, который не произносится, но указывает на мягкость, например, «конь». В скором времени ребенок сможет читать любые слова, понимая способ образования слогов и способы обозначения мягкости и твердости согласных.

Следуйте принципу от простого к сложному. Сначала освойте чтение односложных слов, написание которых совпадает со звучание, а затем переходите к более сложным словам – звучание которых отличается от написания.

Не стоит сразу переходит к чтению предложений и текстов. Следует хорошо закрепить предыдущий этап. Это можно легко сделать в игровой форме. Например, задание найти «лишние» слова, самое длинное или короткое слово по количеству слогов, по общим признакам (стол, стул) и тд. Используйте слова, которые отличаются лишь одним звуком (лук-люк), ударением (зАмок – замОк). Можно искать новые слова в словах (пеСОК, буЛАВКА), поиграть в словесные горки – найти слово из двух слогов, затем трех и тд.

Подобные занятия в игровой форме помогают подготовится к чтению более сложных слов.

Читаем предложения

После закрепления навыка слогового чтения, можно переходить к чтению предложений. А затем можно переходить к чтению текстов. Здесь важно действовать последовательно, и так же следовать принципу «от простого к сложному».

Возможные трудности

Слияние звуков

Звуки каждого слова могут быть произнесены и раздельно, и слитно. Проблема кроется в тот, что некоторые дети произносят отдельные звуки, а слог получить не могут. Нарисуйте дорожку между двумя буквами (чтобы впоследствии образовался слог). Пусть ребенок протянет пальчиком по дорожке до второй буквы, протяжно произнося слог. Помогите ребенку, пробегитесь пальчиком по дорожке вместе с ним.

Антиципация или смысловая догадка

Предугадывание того, что видит ребенок, но не исследует побуквенно, исходя из логики текста. Несмотря на то, что этот навык полезен, на начальном этапе обучения он провоцирует ошибки. Стремясь побыстрее получить одобрение, ребенок пропускает окончания или додумывает слово. Здесь можно попробовать «тарабарские» стихи – набор рифмующихся сочетаний звуков (эне-бэне-раба, мисли-масли-кумпа-тели). Обучая ребенка навыкам чтения, будьте терпеливы, не торопите его. Чтобы освоить навык чтения нужно время.

Перед тем, как начать читать, следует провести подготовительный этап. Можно рассмотреть картинки, вместе поразмышлять, о чем будет текст, исходя из заголовка. Во время чтения важно объяснить ребенку значение новых для него слов, уточнить некоторые моменты. Затем можно детально обсудить прочитанное, предложить нарисовать или разыграть сценки.

Важно расширять словарный запас ребенка, играть в слова. Для преодоления медленного чтения важно понимание текста и регулярная тренировка техники чтения. Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка процессов восприятия, памяти, речи и мышления.

7 советов при обучении навыкам чтения

Как научить ребенка читать? Ниже в статье мы расскажем об основных подходах к обучению. Или приходите к нам мы расскажем, и покажем!

Перед началом чтения важно подготовить речевой аппарат. Тут помогут любые артикуляционные упражнения, разминки для языка и губ, проговаривание скороговорок и тд.

Чтение – это нелёгкий, а порой и мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. Необходимо запастись терпение, ведь навык чтения формируется в среднем в течение 3-4 лет. Чтобы в дальнейшем ребенок получал удовольствие и радость от процесса чтения, его необходимо поддерживать, не все получается сразу, и хвалить за успехи. Не фиксируйте внимание на ошибках, занимайтесь вместе, но делайте за него его работу.

Создавайте ситуации, в которых ребенок сам проявлял бы инициативу. Назовите ему слово с буквой, которую он еще не изучал, и создайте ситуацию затруднения, что ребенок сам захотел выяснить, что это за буква, как она выглядит, в каких еще словах встречается, и какой звук обозначает.

В обучении чтению можно использовать современные гаджеты, интерактивные игры и обучающие программы.

Навыки чтения можно тренировать и в свободное время. Проезжая по городу, можно читать надписи на вывесках, можно играть в слова на прогулке, составлять слова, даже придумывать.

Ребёнок испытывает интерес к обучению, если воспринимает процесс как игру. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают знакомые слова. Но когда дело доходит до первых трудностей, тут родители могут столкнуться с нежеланием ребенка учиться дальше.

И если при этом вы будете наседать и требовать быстрых результатов, то процесс обучения чтению может затянуться, и начать вызывать раздражение как у ребенка, так и у родителей. Нельзя завышать требования, это большая ошибка. В наше время ребенку проще и быстрее посмотреть видео, чем прочитать рассказ. Всегда хвалите его, если он берет в руки книгу. Читайте ему вслух, обсуждайте прочитанное, общайтесь. Старайтесь подбирать литературу, в которой он найдет ответы на интересующие его вопросы. Важно помнить, что решающим условием является ежедневная работа, в спокойной, комфортной обстановке, и результат не заставит себя ждать.

Если следовать простым правилам – в скором времени, чтение станет неотъемлемой частью жизни маленького человека.

adminok
Оцените автора
Школа Знаний  и Умений