Почти всех родителей дошкольников волнует вопрос: как легко и без стресса обучить их ребенка чтению? Психологи сходятся во мнении, что начинать обучение следует тогда, когда ребенок уже начал говорить и интересоваться буквами. Если у ребенка имеются трудности с произношением некоторых звуков, то лучше сначала обратиться к специалисту (логопеду). Переживать в данном случае не стоит, у каждого ребенка свой темп развития.
Готовность к обучению зависит от множества факторов, в том числе от уровня познавательных способностей ребенка. Поэтому, очень важно начать с подготовительной базы, и только потом приступать непосредственно к обучению чтению.
Чтобы занятие было продуктивным, очень важно, чтобы ребенок уже умел удерживать внимание и не отвлекаться. В этом могут помочь игры, направленные на развитие внимания: “В чем сходство?”, “Что за чем следует?” “Кто лишний?” и другие.
Подготовительный этап следует начать с 4 лет. Но некоторые любознательные дети могут приступить к нему раньше.
Развитие зрительной памяти играет очень важную роль. И чтобы научить ребенка запоминать картинки, мы разработали специальные задания в игровой форме: “Найди названный предмет на рисунке”, “Что исчезло?» и другие.
По словам известного педагога, «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Развитие речи ребенка непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому, в этом возрасте нельзя недооценивать пользу пальчиковой гимнастики и различных игр, направленных на развитие детской моторики – с предметами различной формы и текстуры, круп, аппликаций и тд.
Буква – это графический знак для отдельного звука. И знакомство с этим знаком будет результативным только тогда, когда ребенок понимает, что он означает. Поэтому сначала следует ознакомить ребенка непосредственно со звуками, научить его их произносить, пройти чисто звуковой период обучения. И уже потом можно приступать к знакомству с буквами. Добуквенный, чисто звуковой этап является исходным принципом системы дошкольного обучения.
Несмотря на то, что буквенный этап обучения очень сложен и отнимает много времени, его не следует игнорировать. Он позволяет научиться осознанно распознавать звуки в словах. На основе этого умения в дальнейшем формируется навык чтения.
Все обучение дошкольника чтению строится на играх, в которых звуки преобразовываются в буквы. Ребенку важно понять взаимосвязь звуков, букв и речи. Звуки переводятся в буквы, состоят из них, а чтение переводит буквы в звуковую речь.
Процесс обучения чтению требует терпения, он достаточно длительный. Лучше всего приступить к нему, когда Ваш ребенок начинает проявлять интерес к различным знакам (или непосредственно с 6 лет). Для развития интереса можно играть с ребенком в интерактивные и печатные игры. Так же рекомендуется «искать» с ребенком буквы в различных предметах.
Приступать к обучению чтению можно тогда, когда ребенок будет знать все буквы.
Следует начать с простых слогов – вы читаете, ребенок повторяет и запоминает. Далее, по той же схеме, можно приступать к чтению слов, а затем предложений.
Все этапы обучения чтению являются условными, и обычно не используется в чистом виде, изолированно. Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. На одном и том же занятии Вы можете познакомить ребенка с новой буквой, а затем выполнить задания на развитие памяти и внимания. В процессе обучения полезно использовать магнитные или разрезные буквы.
Важно обращать внимание на то, чтобы смысл читаемого был доступен для понимания ребенка. Некоторые дети могут быстро освоить чтение по слогам, кому-то нужно больше времени и терпения, а кто-то через короткое время может начать читать тексты, написанные мелким шрифтом. Скорость обучения зависит от множества факторов, и является индивидуальной для каждого ребенка.
Необходимо формировать у ребенка положительное отношение к чтению, мотивировать его интерес и обязательно хвалить успехи.
Основные условия для успешного обучения чтению:
- Поддерживать мотивацию к обучению.
С помощью различных пособий и наглядного материала, в игровой форме.
Для этого необходимо создать здоровую и доверительную атмосферу.
2. Последовательность обучения.
Очень важно, чтобы занятия были в первую очередь регулярными, а не длительными.
3. Смена видов деятельности.
Необходимо предоставлять ребенку возможность проявлять физическую активность после умственной деятельности. Пусть ребенок поиграет в спортивные игры, ему необходима активная деятельность, чтобы снять напряжение.
4. Соответствие требований взрослого возможностям ребенка.
Если ребенок не хочет учиться, необходимо проанализировать, что взрослый сделал не так. Необходимо вернуться, и начать обучение с предыдущего этапа.
5. Терпение.
Не стоит проводить обучение, если Вы или Ваш ребенок чем-то расстроены или раздражены.
6. Безоценочное восприятие своего ребенка.
Скорость освоения учебного материала у всех детей индивидуальна. Не стоит сравнивать успехи своего ребенка с успехами других детей. Каждый ребенок уникален и талантлив. Задача родителей и педагогов – дать ребёнку веру в то, что у него все получится.