Школа Знаний и Умений – это центр где точно знают, в каждом ребёнке есть потенциал к знаниям!
Читательская грамотность, Функциональная грамотность и Скорочтение
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На нас ежесекундно обрушивается бесконечный поток информации, сегодня сложно представить себе человека, который не пользовался бы интернетом и различными информационными гаджетами.
В связи с этим, важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Поэтому акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим любому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.
Именно у нас Вы можете познакомиться с такими занятиями, как Функциональная грамотность, Читательская грамотность и Скорочтение.
Сочетание этих навыков оказывает ребенку неоценимую помощь при выполнении заданий, связанных с текстом; на экзаменах и контрольный работах; помогает анализировать текст, изложенный в книге, выбранной самостоятельно.
Что же это за навыки? Остановимся на них подробнее.
Функциональная грамотность невозможна без развития читательской грамотности, а она, в свою очередь, невозможна без развития навыков скорочтения.
Функциональная грамотность – это умение применять в жизни знания и навыки. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Как ее развивать?
- Важную роль в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в развивающих центрах позволяют раскрыть творческие и креативные способности, компьютерную и читательскую грамотность, расширяют кругозор, и главное, учат на практике применять свои умения и знания.
- Полезная конкуренция, соревнования, участие в различных олимпиадах и интеллектуальных состязаниях.
- Поддержка мотивации, чтение дополнительной литературы, фильмы, использование интерактивных образовательных программ.
- Развитие коммуникативных навыков, общение, со сверстниками и взрослыми, необходимо спорить, учиться правильно доказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и уважать чужое мнение.
- Принимать активное участие в бытовых вопросах и делах семьи.
Функциональная грамотность включает в себя так же глобальные компетенции, это навыки, позволяющие:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми;
- эффективно действовать индивидуально или в группе.
Базовым навыком функциональной грамотности являетсячитательская грамотность.
Читательская грамотность – это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение.
Без навыков работы с текстом невозможно освоить ни один школьный предмет.
Включает в себя:
- понимание текста
- анализ текста
- озаглавливание текста
- видоизменение текста
- сравнение текста
- составление плана пересказа
- нахождение в тексте практической информации
- работа с деформированным текстом
- создание своего текста
Предполагает способность оценивать достоверность и надёжность источников информации, различать мнения и факты, анализировать и синтезировать полученную информацию.
Как уже упоминалось, читательская грамотность, невозможна без развития навыков скорочтения, ведь именно они дают возможность усвоить больше информации за меньшее количество времени.
Скорочтение – это способность человека быстрого восприятия текстовой информации. Во время занятий по скорочтению ребенок обучается быстро и качественно осознавать информацию, изложенную в маленьких и больших объемах текста.
Обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека 120–180 слов в минуту, под скорочтением понимают способность чтения в 3–4 раза быстрее средней скорости, максимально – примерно до 600 слов в минуту.
Основные навыки скорочтения:
- Подавление субвокализации – внутреннего проговаривания читаемого текста;
- Устранение «регрессий» – возвратных движений глаз при чтении, перечитывания предложений и абзацев.
- Концентрация внимания – удержание внимания на чтении.
- Расширение поля зрительного восприятия. Существуют специальные упражнения (например, с таблицами Шульте), направленные на улучшение периферического зрительного восприятия.
- Поверхностное чтение, просматривание – это умение быстро находить ключевые слова и тезисы в тексте, обладающем малой информативной плотностью.
Главная трудность при овладении техникой повышения скорости чтения – научиться вычленять суть, главную и второстепенные мысли. Этот навык можно освоить только путем долгих тренировок.
Грамотное чтение – это программа, созданная нами для детей, обучающихся в начальной школе и испытывающих стойкие трудности с работой с текстом. На этих занятиях, мы обучаем не столько быстрому чтению, сколько более внимательному восприятию текста, с расставлением правильных интонационных акцентов при чтении вслух.