СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ЗАПУСКА РЕЧИ У БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ
Безречевые дети – дети, у которых отсутствует речь. Это комплексное нарушение речи, поэтому организация логопедической работы в данном случае требует особого подхода.
Задачи, этапы и методы логопедической работы
Этап 1 (подготовительный)
Цель этапа — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.
Основными целями работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности. В работе используются эмоционально-значимые для ребенка ситуации, стимулирующие развитие общения и речи.
На данном этапе происходит знакомство с ребенком, уточняется его речевой диагноз, на основе всех изученных факторов формируется предварительный прогноз.
Направления работы подготовительного этапа:
– установление контакта с ребенком (зрительного, эмоционального);
– -подбор подходящей аффективной и сенсорной стимуляций;
– настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;
– формирование установки на занятия, путем повышения активности ребенка;
– развитие произвольного внимания, памяти, способности к концентрации.
Занятия проводятся в комфортной для ребенка обстановке. В первую очередь, они должны вызывать у ребенка интерес, и желание включиться в работу.
У безречевых детей часто наблюдается скованность, замкнутость, поэтому в данном случае, от логопеда требуется особый уровень тактичности и доброжелательности. К логопедической работе так же привлекаются родители. Им требуется освоить методы развития внимания ребенка, методы привлечения ребенка к общению и взаимодействию.
Для этого используется различные виды неречевой деятельности, такие как игра, рисование, лепка и другие. Такие занятия направлены на активизацию ощущений, формируют положительный эмоциональный настрой, и способствуют развитию навыков внимания и концентрации. Эмоциональная составляющая формируется с помощью занятий, основанных на сенсорной стимуляции – переливание воды, взаимодействие с жидкими веществами различной текстуры (например, крем), кружение, раскачивание и т.д.
Привычные и важные для ребенка игровые ситуации следует подкреплять сенсорной стимуляцией – укладывание куклы спать, катание ее в коляске, игры с любимым плюшевым мишкой и тд. Затем уровень взаимодействия расширяется, добавляются небольшие сложности, так же подкрепленные сенсорные эффектами. Важно стимулировать ребёнка подражать действиям взрослых, их мимике, интонации. Любые совместные занятия и игры следует сопровождать эмоционально-смысловыми комментариями.
На любые звуковые реакции ребенка нужно реагировать положительно, подкреплять их. Игры для подобных заданий подбираются с учетом интересов ребенка, неприятные реакции необходимо сглаживать, а на приятных фиксироваться.
Требования к занятиям:
– создание коммуникативных ситуаций;
– смена видов деятельности, сочетание различных приемов;
– усложнение материала, с постепенным включением трудностей.
На данном этапе работы, логопед использует различные приемы и методы, чтоб помочь ребенку раскрыться.
Этап 2 (начальный)
Цель этапа – сформировать у ребенка первоначальные умения
На данном этапе проводятся ежедневные индивидуальные занятия и/или небольшими подгруппами 2-3 ребенка. Как правило, одно занятие длится от 10 до 40 минут, в зависимости от готовности и настроения детей. Каждое занятие включает в себя множество игр и заданий, направленных на развитие речи. Заканчивается занятие до того момента, как оно может наскучить. Это делается с целью поддержания дальнейшего интереса и мотивации.
Во время занятий происходит частая смена видов деятельности. Она осуществляется при помощи голосовых реакций, ударений, пауз и т.д. Ничего не должно отвлекать ребенка от занятий.
Занятие состоит из трех частей:
- Вводно-мотивационная, длится 1-3 минуты. Состоит из приветствия, установления положительного эмоционального контакта. Эта часть настраивает детей на совместную деятельность.
- Операционно-исполнительная. Реализация конкретных целей и задач.
- Оценочно-рефлексивная, длится 2—5 минут. Предусматривает оценку деятельности, подведение итогов.
Приемы и методы логопедической работы различны, их выбор и содержание зависят от речевого диагноза ребенка.
Например, при работе с сенсорной алалией, занятия в первую очередь направлены на развитие мелкой моторики, улучшение произношения конкретных звуков и отдельных слов. Ребенку могут доставлять дискомфорт малейший шорох, шум, писк. Поэтому, при работе с такими детьми нельзя хлопать в ладоши, топать, так как эти дети очень восприимчивы к шуму и вибрации.
Основная задача в работе с детьми с нарушениями слуха – формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, умения использовать предметы, эмоциональное взаимодействие со взрослыми и т.д.
Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности – является важным компонентом развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ранним детским аутизмом (РДА) достаточно специфична. При установлении контакта, от логопеда требуется особая гибкость. Необходимо уметь улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, говорящие о его дискомфорте. Задания на организацию зрительного внимания в данном случае неэффективны. Контакт устанавливает словом и жестом, принимается во внимание быстрая утомляемость ребенка от любых контактов. Необходимо предоставлять ребенку отдых, не прерывая тактильного контакта. Все задания выполняются с четким контролем ответной эмоциональной реакции ребенка.
На начальном этапе вводятся задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, пространственного восприятия.
Цель – перенести полученные навыки в условия реального общения. Сначала нужно осторожно вводить сенсорные стимулы (игры с водой, мыльными пузырями, крупой, вращающиеся предметы – колесики, волчки), и только после этого использовать контакт глаз. Успех подкрепляется с помощью выражения краткого словесного одобрения или жеста.
Этап 3 (тренировочный)
Цель – закрепление у ребенка первичных умений и навыков
У безречевых детей речь формируются спонтанно. На этом этапе специалист применяет методы, передающие детям знания в доступной форме, используя более сложный языковой материал.
Устанавливается взаимосвязь между звучанием и артикуляцией, развиваются и закрепляются навыки восприятия речи на слух, практически закрепляется лексический материал.
Особое внимание уделяется формированию и развитию навыков внимания, развитие способности к концентрации, распределение внимания, расширение форм общения с окружающими. Создаются условия, стимулирующие закрепление первичных навыков, сформированных на начальном этапе.
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза
Задания:
-прослеживание лабиринтов;
-упражнения на определение пространственного расположения предметов;
-выделение фигуры из фона;
-воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд;
-выкладывание ряда предметов или геометрических фигур по памяти;
-использование разнообразных игр, в которых требуется запоминать или сравнивать фигуры в определенной последовательности.
Развитие сенсорно-перцептивных навыков
Сенсорно-перцептивные навыки связаны с восприятием и формированием представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе
Задания:
-анализ конструкций;
-игры, направленные на усвоение основных геометрических форм, размеров, цветов;
-использование «раскрасок», рисование по образцам и т.д.
Стимуляция звукового восприятия
Направления работы: пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи; различение тихих и громких звуков; умение определять источник звука; звукоподражание; развитие умения узнавать голос, развитие речевой памяти и т.д.
Задания:
Выполнение упражнений на различение звуков на слух: «Угадай, кто как кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делают?» и др.
Для развития и организации мышления мозгу требуется постоянный стимул. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, и постепенно проникать в их смысл.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ
На данный момент существует несколько современных методик по запуску речи у безречевых детей.
Самая известная из них – методика Датешидзе Т.А.
Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития разной этиологии.
Она предлагает корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
1. Совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики).
2. Воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.
3. Пропедевтика элементарных математических представлений (ЭМП): формирование сенсорных эталонов.
4. Развитие графических навыков.
5. Развитие импрессивной, экспрессивной речи, и просодической стороны речи.
Автор программы апробировала систему в течение трех лет и получила положительные результаты обучения.
Методика Новиковой-Иванцовой Т.Н.
Методика выстроена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи.
Описанные в данной методике этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Суть методики состоит в том, чтобы восстановить последовательность всех этапов. Рекомендуется поочередно пройти все необходимые уровни крика, гуления и лепета.
С первых занятий включают задания на работу над темпо-ритмической стороной речи и интонацией. Используются упражнения на ритмику и разделение речевых и неречевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее. Основным инструментом, запускающим речевой механизм, является музыка. Это активизирует речевой механизм, налаживает систему ритмико-мелодико-интонационной организации языка (РМИОЯ). Также на начальных этапах работают над формированием правильного речевого дыхания и обучению ребенка пению.
В работе используют 6 мелодий, которые соответствуют 6 слоговым ритмам русского языка. На занятиях упор делается на тактильных ощущениях от произношения звуков.
В основе всех занятий лежит игра. Данная методика была неоднократно успешно опробована на практике.