АБА (АВА) – терапия, суть методики.

АВА-терапия является прикладной отраслью науки о поведении. На сегодняшний день он является одним из самых эффективных методов коррекции нежелательного поведения детей. В данном подходе вмешательство основано на анализе факторов окружающей среды, влияющих на поведение человека.

АВА-терапия построена на принципах бихевиоризма. В ее основе положительное подкрепление «правильного» поведения. Это комплекс индивидуальных педагогических и психологических программ корректировки и изменения поведения. Проще говоря, ABA-терапия включает в себя анализ поведения аутичного ребенка с последующей модификацией такого же поведения с помощью положительных и отрицательных стимулов (наказаний и вознаграждений).

Своей целью АВА терапия ставит развитие речевой активности, уровня коммуникативных навыков, социализации и уменьшение поведенческих расстройств.

АВА-терапия, суть методики

Это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах воздействия. Она получила название Applied Behavior Analysis (ABA), что переводится как Прикладной Анализ Поведения.

Главный принцип АВА-терапии – быстрый результат определенного поведения влияет на то, будет ли это поведение укрепляться или ослабевать. Поведенческий подход применяется в отношении социально-значимого поведения, то есть того, которое существенно влияет на качество жизни ребенка и его семьи.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые применил доктор Ивар Ловаас (Іvar Lovaas) и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. Он доказал, что при интенсивном обучении около 40% детей преодолевают задержку развития, и к школьному возрасту наравне со сверстниками, овладевают различными навыками, в том числе, социальными.

Чаще всего, методики АВА-терапии применяются в индивидуальной или групповой работе с детьми с аутизмом, а также с другими расстройствами, с целью снижения уровня нежелательного поведения и обучения новым навыкам. Специалисты применяют научный подход, они изменяют окружающую среду для того, чтобы изменить поведение.  

АВА-терапия включает и систему подсказок, и методики обучения, манипуляции не только последствиями, но и предшествующими факторами, стимулами в среде, режимы поощрения.

АБА-терапия для детей на самом базовом уровне включает в себя следующие составляющие:

  • стимул (запрос) для ребёнка
  • следствие – реакция ребёнка
  • «подкрепление» или «наказание», основанное на реакции ребёнка

Показаниями для АВА терапии являются:

  • расстройства аутистического спектра
  • различные формы интеллектуальной недостаточности
  • синдром Дауна

Данная методика также подходит, если ребенок, например, не откликается на собственное имя и не реагирует на просьбы и запреты, не стремится к общению, отсутствует речь или речевая активность настолько слабая, что ребенок с трудом выражает свои мысли и желания, поведение ребенка не свойственно для детей данной возрастной категории и не поддается контролю.

С чего начинается АВА – терапия?

  1. Первичная консультация
  2. Анкетирование родителей
  3. Комплексная оценка навыков по программе VB-MAPP
  4. Функциональная оценка нежелательного поведения и навыков самообслуживания.
  5. Вторичная консультация по результатам оценки навыков, нежелательного поведения и навыков самообслуживания. Постановка целей интенсивного курса.
  6. Написание программы.

Какие задачи можно решить с помощью данной методики?

  • устанавливать зрительный контакт
  • узнавать знакомых людей
  • совершать основные телодвижения
  • выполнять точные и мелкие движения
  • показывать на предметы
  • исполнять простые инструкции и действия
  • самостоятельно кушать/одеваться/ходить в туалет
  • общаться
  • играть

Отдельное внимание уделяют коррекции нежелательных поведенческих действий.

Методы АВА-терапии

  • Метод обучения отдельными блоками. Определенный навык разбивают на несколько шагов для его усвоения посредством многократного повторения.
  • Chaining – пошаговое обучение. При аутизме и прикладном анализе поведения это вторая по популярности методика, суть которой заключается в обучении цепочкой. Т.е., сложная задача изучается путем последовательного усвоения небольших действий.
  • Педагогика естественной среды. Из названия метода понятно, что ребенок обучается дома вместе с родителями по плану и задачам, поставленным специалистом.
  • Смешанные блоки также используются в терапии аутизма и АВА-терапии, и данный метод позволяет добиться хорошего эффекта при чередовании новой информации с повторением изученного материала.
  • Полоса препятствий – преодоление преград из дорожек, матов, стульчиков с выполнением определенных заданий.
  • Игра – самый любимый детьми терапевтический метод, при котором в игровой форме с родителем или специалистом отрабатывается определенный знакомый сюжет, в ходе которого активизируются различные навыки.

За последние пять лет (по данным Росстата) выявление РАС возросло в 2,5 раза. Это предположительно связывают это с усовершенствованием диагностики. Как и при любом другом нарушении, главное – увидеть аутистические проявления как можно раньше. Не нужно сидеть и ждать, пока ребенок «перерастет», «походит в детский сад и подтянется за сверстниками». Время может быть упущено.

adminok
Оцените автора
Школа Знаний  и Умений