Развитие речи является важнейшим этапом развития любого ребенка. Речь оказывает огромное влияние на развитие и социальную адаптацию. Одни дети начинают говорить очень рано, другие позже, и часто в этом нет ничего страшного. К сожалению, в последние годы, специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми – это дети, у которых отсутствует речь.
В каком возрасте родителям следует начать беспокоиться, если малыш продолжает упорно молчать?
Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, ее развитие зависит от состояния структур головного мозга и нервной системы.
Задержка речевого развития отмечается у детей с раннего возраста. Первые признаки становятся заметны при сравнении разговорной речи ребенка и его сверстников уже после года.
В возрасте двух лет разница несущественна, но очевидна. В каждые следующие полгода отставание от нормы становится все более явным.
Причины задержки речи
Проблемы с речью у детей не являются самостоятельным диагнозом. Данное состояние часто является последствием особенностей развития ребенка, и/или побочным действием существующих заболеваний.
Отставанию в речевом развитии в большей степени способствуют внутриутробные процессы и течение родов, заболевания и травмы, пережитые в младенчестве, а также наследственные факторы.
В норме, после трех лет, речь ребенка считается практически сформированной. Если в 2,5 – 3 года ребенок молчит, или общается только с помощью звуков, лепетных слов, не соединяет слова в предложения – это веский повод обратиться к логопеду.
Логопед – специалист, который занимается запуском, коррекцией и развитием речи у детей.
Показания для запуска речи
- Ребенок в два месяца почти не кричит.
- Отсутствие гуления.
- Ребенок не улыбается.
- В 7-8 месяцев не реагирует на голоса родителей.
- Отсутствие лепета к десяти месяцам.
- К двум годам ребенок не понимает простые вопросы и просьбы.
- Бессвязная речь и сложность в построении предложений в три года.
- Ограниченный словарный запас.
- Речь ребенка неразборчива, коверкает слова.
Физиологические основы запуска речи
Речевой аппарат состоит из системы органов для производства звуков речи. В него входят – губы, язык, небо, гортань и дыхательная система. Эти органы используются для формирования и изменения звуков, шумов, и создания вибраций, необходимых для производства звуков.
Чтобы разработать эффективные индивидуальные методы запуска речи ребенка, важно понимать воздействие этих органов на производство звуков.
Психологические основы запуска речи
Речь – это сложный процесс, он связан не только с физиологическими процессами, но и с психологическими. Она включает в себя понимание языка, речевую моторику, умение организовать свои мысли и донести их в понятной форме.
Значительное влияние на речь оказывают:
- Когнитивные процессы – внимание, память, восприятие и мышление.
- Моторика – речь требует точной координации моторных действий.
- Эмоциональное состояние – может влиять на способность к произношению речи.
- Социальные факторы – культурные различия, социальный уровень – все это может непосредственно влиять на способность человека к произношению слов и/или пониманию речи других людей.
Принимая во внимание психологические и физические аспекты речевой деятельности, специалист разрабатывает стратегию коррекционной работы для запуска речи.
Свою работу логопед начинает с оценки речевого развития.
Оценка речевого развития
Оценка речевого развития – это важный этап в логопедической работе, который позволяет обозначить проблему, и определить, какие навыки нуждаются в коррекции. Для этого применяются различные тесты, наблюдение, анкетирование родителей и обследование социальной и медицинской истории ребенка. Оценка включает в себя проверку различных аспектов речи, таких как произношение звуков, грамматические навыки, словарный запас и понимание речи.
Следующим этапом работы является разработка индивидуального плана для проведения коррекционная работы. Это длительный процесс, который требует терпения и настойчивости.
Запуск речи у неговорящих детей
В коррекционной работе логопед применяет различные техники для стимулирования запуска речи.
Техники стимулирования речи – это различные методы, которые используют для запуска, развития и улучшения речи. Вот основные из них:
- Игровые техники
- Артикуляционная гимнастика
- Массаж речевых мышц
- Сенсорные методы
- Имитация звуков
- Развитие словарного запаса
- Речевые моделирования
- Дыхательная гимнастика
- Стимуляция голосовых реакций
- Стимуляция потребности ребёнка в общении
- Постепенное усложнение заданий
Хороший результат дают игры на “запуск” речи у неговорящих детей до года. Их цель — вызвать реакцию, добиться от ребенка попыток говорить или понимания чужой речи.
Занятия для “запуска” речи у ребенка 2-3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику, игры, нацеленные на понимание и использование слов и простых фраз.
Техники стимулирования речи помогает ребенку улучшить свои навыки речи и успешно общаться. Эти методы используются специалистом в различных комбинациях, в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей ребенка. Они помогают логопеду запустить речь и развить коммуникативные навыки.
Родители играют ключевую роль в развитии речи у детей, особенно в раннем возрасте. Поэтому важным аспектом работы логопеда является тесное сотрудничество с родителями. От качества этого сотрудничества во многом зависит результат коррекционной работы.
В наших коррекционных центрах работают логопеды-дефектологи, нейропсихологи, которые смогут оказать помощь Вашему ребенку в вопросе запуска речи. Будем рады Вам и Вашему ребенку по адресам: г.Москва, ул.Грина, д.18, г.Москва, ул.Брусилова, д.21.