Кто такой дефектолог?
К сожалению, неблагоприятные факторы могут оказать негативное влияние на развитие ребенка. Это могут быть – пороки развития, хронические заболевания, экологическая обстановка. В этом случае, детям дошкольного и школьного возраста необходима помощь дефектолога.
Чем дефектолог отличается от логопеда
Дефектолог занимается развитием и адаптацией детей с различными нарушениями в разных сферах жизни. Логопедия является одним из направлений дефектологии, которое специализируется на исправлении различных речевых нарушений. Одному ребенку необходима работа с логопедом, другому требуется дефектолог, а кому-то и логопед, и дефектолог.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики, психологии. Это коррекционный педагог, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития.
Задача дефектолога – коррекция, воспитание, обучение и социализация детей с отклонениями в психики и физическом состояния. Его задача – развить мышление ребенка, научить его методам познания мира, развить восприятие и способность к пониманию речи.
Работа дефектолога начинается с раннего возраста, от 1 года (логопеда с 3-х лет), и включает не только коррекцию речи, но и исправление многих других дефектов. Благодаря помощи специалиста, ребенок получает возможность вести нормальную жизнь во всех сферах.
Уровень подготовки дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи.
Многие ошибочно предполагают, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкий специалист, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
Специализация дефектолога
Тифлопедагог – занимается с детьми с проблемами зрения.
Сурдопедагог – занимается с детьми с нарушением слуха.
Олигофренопедагог – работает с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.
Дефектолог может помочь ребенку с проблемами:
- расстройство высших психических функций: мышление, внимание, речь, память, воображение и восприятие;
- нарушение эмоциональной сферы жизни;
- нарушение слухового восприятия;
- речевые нарушения;
- проблемы со зрением;
- интеллектуальное отставание;
- заболевания центральной нервной системы.
Остановимся на этом подробнее.
Кому и как помогает дефектолог?
В первую очередь, помощь дефектолога требуется детям, с такими нарушениями как:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- общее недоразвитие речи (ОНР);
- задержка речевого развития (ЗРР);
- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);
- дислалия;
- заикание;
- дизартрия;
- дисграфия;
- дислексия;
- алалия;
- ринолалия;
- афазия;
- ранний детский аутизм (РДА);
- заикание, логоневроз;
- задержка психического развития (ЗПР);
- умственная отсталость (УО);
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- глухота, слабослышащие дети, в том числе после кохлеарной имплантации;
- дети со слабым зрением, в том числе слепые.
Когда нужно обращаться к дефектологу:
- В 2 года ребенок не заговорил, совсем.
- В 2,5 года не произносит коротких фраз («где мама», «дай есть» и т.д.).
- В 3 года не может выполнить простые артикуляционных движения, например, показать язык по просьбе.
- В 4 года испытывает трудности с произношением длинных слов, путает звуки.
- В 5 лет у ребенка не получается составлять простые предложения.
- Ребенок заикается, не выговаривает некоторые звуки, речь невнятна.
- Наблюдается задержка в развитии.
- Серьезное нарушено зрение или слух.
- Ребенок гиперактивен, случаются вспышки агрессии.
- Ребенок слабо взаимодействует с окружающими, часто повторяет одни и те же действия.
Любые тревожные звоночки являются веским поводом обратиться к специалисту. Не стоит ждать, пока «пройдет само».
Как работает дефектолог
Работа начинается с комплексной диагностики. Специалист проводит детальное обследование ребенка, тщательно изучает степень выраженности нарушения, проводит диагностику высших психических функций – мышления, внимания, памяти, речи, восприятия, воображения, изучает его социальную и медицинскую историю.
После проведения тщательной диагностики, составляется индивидуальный план коррекционных занятий, в котором определяются направления коррекционной работы. В зависимости от специализации, дефектолог акцентирует внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях или особенностях эмоционально-волевой сферы. Создается индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка.
Целью коррекционных занятий является развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти, мыслительных функций. Особое внимание отводится на развитие коммуникативных навыков. Дефектолог развивает ведущий вид деятельности для определенной возрастной категории. При работе с дошкольниками – делается упор на игровую деятельность, с детьми школьного возраста – на учебную.
Вся работа проводится в тесной взаимосвязи с родителями. Во многом от этого сотрудничества зависит результат. В процессе работы, дефектолог отслеживает прогресс, в случае необходимости корректирует план, меняет методику, частоту и длительность занятий.
Специалист в области дефектологии становится лучшим другом и советчиком для детей и их родителей.
В “Школе Знаний и Умений” могут Вам помочь с консультацией и занятиями.
Мы расположены по адресам: ул.Грина д.18 (Северное Бутово), ул.Брусилова д.21 (Южное Бутово).
Будем Вам рады!