Занятия с логопедом. В каком возрасте и что должен уметь ребенок?

Первая реакция новорождённого малыша – это крик. После он переходит в гуление. В 6 месяцев малыш уже вовсю лепечет, произносит подобия слогов. Родители с нетерпением и трепетом ждут, когда их малыш скажет свое первое слово. Для каждого возраста существуют свои нормы.

Дети овладевают речью постепенно:

  • К 1 году: произносят 3-4 слова;
  • К 2 годам: около 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2-3 слов.
  • В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь;
  • В 3 года дети начинают использовать падежи, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы;
  • К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’];
  • К 5—5,5 годам: правильно произносятся [Р], [Р’], [Л], [Л’], все остальные звуки произносятся четко. Словарный запас – около 2 тысяч слов.
  • К 7 годам ребенок правильно произносит и выговаривает все звуки русского языка. Словарный запас составляет около 3500 слов.

Таким образом, нарушения можно выявить к 2-3 годам. Не стоит ждать, пока ребенку исполнится 5 лет.

Почему важна консультация детского логопеда?

Логопед принимает детей с 2 лет. До этого момента по всем вопросам следует обращаться к педиатру.

Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Он научит ребенка правильно артикулировать звуки, разовьет способность узнавать и различать звуки в потоке речи, контролировать собственную речь

Консультация детского логопеда необходима детям, которые сталкиваются с трудностями в речевом и языковом развитии. Очень важно заблаговременно обнаружить и скорректировать дефекты и отставание в пределах возрастных рамок.

Отсутствие речи является основным поводом для беспокойства. Как правило, дети с года уже начинают говорить, но с точки зрения специалистов, критическим является возраст 2 – 2,5 года. Если к этому возрасту малыш молчит, или произносит лишь несколько слов – это является веским поводом для обращения к специалисту.

Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит логопедическое обследование, проверяет, понимает ли ребенок речь, выполняет ли простые инструкции, определяет его словарный запас.

Консультации детского логопеда обычно начинаются с всесторонней оценки коммуникативных навыков ребенка. В ходе диагностики логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития: лексику, грамматику, умение выделять и различать звуки.

В обязательном порядке изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка). Это важно, потому что некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи.

Если помимо произнесения звуков, у ребенка нарушены другие компоненты речи, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи».

Иногда неправильное произношение возникает из-за несформированности фонематического слуха. Такие дети с трудом выделяют звук, и определяют его место в слове.

Родители должны насторожиться, если их ребёнок в 2,5 года постоянно переставляет слоги или проглатывает слова, например, «ееко» вместо «сердечко», «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».

Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Или, например, вместо [К] говорит [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

Зачастую помощь логопеда требуется и в школьном возрасте.

Виды речевых нарушений, с которыми чаще всего сталкивается логопед:

Дислалия – неправильное произношение звуков при нормальном слухе и отсутствии проблем с речевым аппаратом. Считается физиологической нормой для детей до 5 лет.

Дизартрия – нарушений координации мышц, непосредственно участвующих в формировании речи. Возникают трудности со звуковыми артикуляциями.

Заикание – возникает по причине судорог мышц. Этот симптом требует незамедлительной консультации логопеда, а в случае необходимости –  невролога.

Дисфония – охриплость голоса.

Афония –  отсутствие голоса.

Ринолалия – нарушение характерно для малышей с расщелиной неба. Проявляется в форме «гнусавости» и неразборчивой речи.

Какую работу проводит логопед?

  1. Выявление речевых нарушений.
  2. Формирование фонематических процессов.
  3. Работа над пониманием словесных структур.
  4. Постановка правильного дыхания.
  5. Обучение построению речи, с учетом лексики и грамматики.

Коррекционные занятия содержат упражнения и методы, предназначенные для улучшения артикуляции речи, понимания языка, словарного запаса и общих коммуникативных навыков. Частота и продолжительность занятий могут варьироваться.

В своей работе логопед использует:

  • пальчиковые игры;
  • артикуляционную гимнастику;
  • логоритмику – логопедические упражнения,

сочетающие движения, музыку и речь;

  • декламацию стихов и скороговорок.

Существует заблуждение, что речевые отклонения исправятся сами собой. К сожалению, это далеко не всегда так, чаще всего они только усугубляются.

Логопед не только исправит дефекты, но и поспособствует развитию слухового, зрительного восприятия, развитию памяти, внимания, и значительно богатит словарный запас ребенка.

Правильная поставленная речь поможет ребенку чувствовать себя уверенным в себе, и поможет эффективно наладить социальные контакты.

В наших центрах по адресам: Москва, ул.Брусилова, д.21 (Южное Бутово Щербинка), Москва, ул.Грина, д.18. работают опытные логопеды, которые проведут диагностику и при необходимости подберут программу коррекции. Будем Вам рады!

adminok
Оцените автора
Школа Знаний  и Умений