Способствует разностороннему развитию головного мозга.
В Школе Знаний и Умений, Знай и Умей в Щербинке и Южном Бутово мы проводим занятия с нейропсихологом ежедневно. Также при необходимости в работе участвует дефектолог и логопед.
В процессе развития некоторые психические функции формируются в искаженном виде или развиты не полностью. С этими проблемами работает нейропсихолог.
Нейропсихолог – это клинический психолог. Приставка “нейро-” означает, что пациенты, с которыми он работает, имеют нарушения в работе головного мозга. В своей работе он использует методы нейропсихологической коррекции.
Нейропсихологическая коррекция представляет собой эффективный метод восстановления естественного хода развития ребёнка.
Суть коррекционных мероприятий заключается в том, чтобы при помощи определенных упражнений и занятий предоставить возможность плохо развитым участкам мозга и нейронным сетям пройти необходимый путь развития.
Коррекционные занятия проводятся с детьми, у которых наблюдается недоразвитие высших психических функций. К ним относится воображение, восприятие, память, мышление.
Нейропсихологическая коррекция – это исследование психических процессов с целью выбора подходящих методик преодоления существующих отклонений. В основном нарушения в развитии психических функций происходит из-за недостатка адаптивных нейронных связей в коре головного мозга ребенка.
Учитывая индивидуальные особенности ребенка, правильно подобранный комплекс занятий и упражнений позволяют поэтапно активизировать каждый участок мозга.
Нейрокоррекция показана при следующих состояниях:
- аутизм;
- задержка психического развития (ЗПР);
- задержка речевого развития (ЗРР);
- нарушения речи: алалия, дизартрия и другие;
- нарушения письма и чтения: дисграфия, дислексия;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- детский церебральный паралич (ДЦП) и другие органические расстройства ЦНС;
- проблемы в обучении различного характера;
- снижении общей работоспособности,
- повышенной утомляемости,
- рассеянности;
- нарушениях мыслительной деятельности;
- снижении функции внимания и памяти;
- несформированность пространственных представлений;
- недостаточности саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.
Нейропсихологическая диагностика
Первая задача нейропсихолога – нейропсихологическая диагностика. Это современный подход к выявлению причин трудностей в развитии ребенка, основанный на синтезе знаний из различных наук: нейробиологии, нейрофизиологии, неврологии, психологии, психиатрии, логопедии и дефектологии.
Задача детского нейропсихолога: найти причину трудностей в обучении, развитии и поведении ребенка, определить его сильные и слабые психические функции, провести коррекционно-развивающую работу и предотвратить повторение нарушений в будущем.
Обследуются и выявляются характеристики работы высших психических функций, а именно:
- восприятие (слуховое, зрительное, тактильное);
- все виды памяти (зрительную, слухоречевую, двигательную);
- мышление;
- двигательная сфера;
- речь;
- состояние общей нейродинамики (работоспособности);
- пространственные представления.
Длительность нейропсихологической диагностики зависит от возраста ребенка и может составлять от 30 минут у детей дошкольного возраста до 1 часа 30 минут у детей школьного возраста.
Затем специалист готовит заключение, на основании которого составляет программа нейропсихологической коррекции.
Она разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин, таких как дефектология, логопедия и т.д.
Форма проведения нейропсихологической коррекции определяется специалистом.
Занятия проводятся в индивидуальном формате, либо в диаде – два ребенка со схожим нейропсихологическим статусом занимаются вместе.
Занятия включают в себя:
Каждое занятие включает в себя двигательные (сенсомоторная коррекция) и когнитивные (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии.
Сенсорный чулок – необходим для сенсорно-динамических тренировок. Улучшает ориентирование в пространстве.
Кочки – необходимы для тренировки координации и баланса за которые отвечает мозжечок.
Дополнительно может использоваться комплекс упражнений на специальной балансировочной доске, направленных на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия, контроля и саморегуляции.
В арсенале коррекционных средств нейропсихолога имеется различное оборудование, позволяющее проводить тренировки по сенсорной интеграции.
Коррекция позволяет эффективно преодолеть трудности обучения, и оказывает общее позитивное воздействие, гармонизирует развития личности:
• стабилизирует эмоциональный фон;
• повышает самооценку и уверенность в себе;
• раскрывает потенциальные возможности.
В Школе Знаний и Умений, Знай и Умей в Щербинке и Бутово мы проводим занятия с нейропсихологом ежедневно. Также при необходимости в работе участвует дефектолог и логопед.