Ноги вверх! )

Сегодня будем в гостях у нейропсихолога:

Ниже вы видите упражнение на развитие пространственного мышления. Копирование перевернутого изображения способствуют развитию пространственных представлений, которые:

– дают основу для быстрого усвоения математических навыков;

– снижают импульсивность;

– помогают в планировании своих действий.

В нашей школе знаний и умений в Щербинке и Южном Бутотве опытные нейропсихологи проводят эти и другие занятия с детьми и подростками.

Ноги вверх! )

Пространственное мышление

Мы живем в трехмерном пространстве. Одна из важных составляющих интеллекта, с помощью которой мы можем ориентироваться в пространстве и решать геометрические задачи. Пространственное мышление является важным познавательным психическим процессом, основой наглядно-образного мышления.

Пространственное мышление – способность воспринимать и визуализировать образы без слов, способность ориентироваться в трёхмерном пространстве, точно представлять расположенные в нём элементы и понимать, как они соотносятся друг с другом.

В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве.

Механизм объемно-пространственного мышления включает в себя несколько этапов

Анализ – разделение на составляющие его части.

Синтез – соединение объекта в единое целое.

Абстрагирование – отдельные свойства объекта осмысливаются независимо от других свойств и становятся самостоятельными объектами.

Обобщение – определение и выделение схожих частей объекта.

Конкретизация – движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью максимально раскрыть его содержание.

Развитое пространственное воображение определяет визуально-пространственный интеллект (ВПИ) — один из типов интеллекта, который позволяет ребенку воспринимать мир многомерным.

ВПИ начинает развиваться уже в первые месяцы после рождения, а пикового значения достигает в пубертатном возрасте. Уже в 6 месяцев ребенок воспринимает себя и окружающие предметы в пространстве, именно с этого возраста включается работа мозговых отделов, поддерживающих пространственное мышление.

Консультация нейропсихолога необходима, если ребенок:

  • Плохо ориентируется даже в хорошо знакомом пространстве: например, не может запомнить дорогу от дома до детской площадки;
  • Не умеет играть с конструктором;
  • Плохо рисует, на рисунках ребёнка сложно распознать даже простые объекты;
  • Испытывает трудности при обучении письму: путает буквы, пишет зеркально и т.д.;
  • Часто путает понятия «право» и «лево».   

Главной целью развития пространственного мышления является выработка у ребенка умения работать с пространственными объектами, научиться представлять трехмерные объекты. В основе его лежат такие понятия, как:

  • форма;
  • размер;
  • местоположение (низко/высоко, далеко/близко);
  • направления движения (вверх/вниз, вперед/назад, направо/налево).

Для каждой возрастной группы разработаны свои методики.

Занятия ведутся поэтапно

  • На первом этапе ребенок тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, сверху, снизу, через, за, под и т.д.
  • На втором этапе дети выполняют задания на перемещение и изменение объектов в двумерном пространстве. Учатся анализировать структуру плоскостного изображения, изменять ее мысленно.
  • И уже на третьем этапе ребенок приступает к работе с изображением трехмерных фигур.

Дошкольники 3-5 лет

К трем годам у ребенка уже сформировано интуитивное понимание взаимосвязей между предметами, от может отличить из по цвету, размеру, может совмещать, добавлять или удалять предметы. Он уже может выполнять различные манипуляции с фигурами или позиционировать их.

Малыши склонны к активным движениям, поэтому для них предпочтительны подвижные и предметные игры. Так же используются различные паззлы, геометрические аппликации, лепка из пластилина и других пластичных материалов, оригами и т.д.

Занятия так же предполагают развитие глазомера и моторики рук.

Дошкольники 5-7 лет

В этом возрасте ребенок уже вполне способен решать довольно сложные пространственные задачи. Он прекрасно ориентируется в двухмерном пространстве, различает лево/право, и даже способен преобразовывать трехмерные объекты.

Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, с использованием различных упражнение на развитие внимательности. Пишутся графические диктанты, выполняются задачи на объемное мышление, игры с тенями, задания на шахматном поле, используются различные алгоритмы и многое другое.

Младшие школьники

С 7 лет, школьники учатся мыслить на плоскости, моделировать положение объектов в пространстве, не перемещая предметы, учатся видеть проекцию трехмерного предмета с разного ракурса, и анализировать пространственные взаимоотношения объектов.

Применяются различные упражнение, например, рисование и проектирование различных маршрутов, создание карт, планов местности, творческие задания с различными видами конструкторов, настольные и словесные игры и многое другое. Так же применяются сюжетные игры.

К пубертатному периоду пространственный интеллект считается окончательно сформированным, но потенциал к развитию сохраняется.

Трудности в развитии пространственного воображения лучше скорректировать до школы, пока они не повлекли за собой проблемы с учёбой. Но и в школьном возрасте существует возможность улучшить эти навыки.

adminok
Оцените автора
Школа Знаний  и Умений
Добавить комментарий