Сегодня будем в гостях у нейропсихолога:
Ниже вы видите упражнение на развитие пространственного мышления. Копирование перевернутого изображения способствуют развитию пространственных представлений, которые:
– дают основу для быстрого усвоения математических навыков;
– снижают импульсивность;
– помогают в планировании своих действий.
В нашей школе знаний и умений в Щербинке и Южном Бутотве опытные нейропсихологи проводят эти и другие занятия с детьми и подростками.
Пространственное мышление
Мы живем в трехмерном пространстве. Одна из важных составляющих интеллекта, с помощью которой мы можем ориентироваться в пространстве и решать геометрические задачи. Пространственное мышление является важным познавательным психическим процессом, основой наглядно-образного мышления.
Пространственное мышление – способность воспринимать и визуализировать образы без слов, способность ориентироваться в трёхмерном пространстве, точно представлять расположенные в нём элементы и понимать, как они соотносятся друг с другом.
В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве.
Механизм объемно-пространственного мышления включает в себя несколько этапов
Анализ – разделение на составляющие его части.
Синтез – соединение объекта в единое целое.
Абстрагирование – отдельные свойства объекта осмысливаются независимо от других свойств и становятся самостоятельными объектами.
Обобщение – определение и выделение схожих частей объекта.
Конкретизация – движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью максимально раскрыть его содержание.
Развитое пространственное воображение определяет визуально-пространственный интеллект (ВПИ) — один из типов интеллекта, который позволяет ребенку воспринимать мир многомерным.
ВПИ начинает развиваться уже в первые месяцы после рождения, а пикового значения достигает в пубертатном возрасте. Уже в 6 месяцев ребенок воспринимает себя и окружающие предметы в пространстве, именно с этого возраста включается работа мозговых отделов, поддерживающих пространственное мышление.
Консультация нейропсихолога необходима, если ребенок:
- Плохо ориентируется даже в хорошо знакомом пространстве: например, не может запомнить дорогу от дома до детской площадки;
- Не умеет играть с конструктором;
- Плохо рисует, на рисунках ребёнка сложно распознать даже простые объекты;
- Испытывает трудности при обучении письму: путает буквы, пишет зеркально и т.д.;
- Часто путает понятия «право» и «лево».
Главной целью развития пространственного мышления является выработка у ребенка умения работать с пространственными объектами, научиться представлять трехмерные объекты. В основе его лежат такие понятия, как:
- форма;
- размер;
- местоположение (низко/высоко, далеко/близко);
- направления движения (вверх/вниз, вперед/назад, направо/налево).
Для каждой возрастной группы разработаны свои методики.
Занятия ведутся поэтапно
- На первом этапе ребенок тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, сверху, снизу, через, за, под и т.д.
- На втором этапе дети выполняют задания на перемещение и изменение объектов в двумерном пространстве. Учатся анализировать структуру плоскостного изображения, изменять ее мысленно.
- И уже на третьем этапе ребенок приступает к работе с изображением трехмерных фигур.
Дошкольники 3-5 лет
К трем годам у ребенка уже сформировано интуитивное понимание взаимосвязей между предметами, от может отличить из по цвету, размеру, может совмещать, добавлять или удалять предметы. Он уже может выполнять различные манипуляции с фигурами или позиционировать их.
Малыши склонны к активным движениям, поэтому для них предпочтительны подвижные и предметные игры. Так же используются различные паззлы, геометрические аппликации, лепка из пластилина и других пластичных материалов, оригами и т.д.
Занятия так же предполагают развитие глазомера и моторики рук.
Дошкольники 5-7 лет
В этом возрасте ребенок уже вполне способен решать довольно сложные пространственные задачи. Он прекрасно ориентируется в двухмерном пространстве, различает лево/право, и даже способен преобразовывать трехмерные объекты.
Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, с использованием различных упражнение на развитие внимательности. Пишутся графические диктанты, выполняются задачи на объемное мышление, игры с тенями, задания на шахматном поле, используются различные алгоритмы и многое другое.
Младшие школьники
С 7 лет, школьники учатся мыслить на плоскости, моделировать положение объектов в пространстве, не перемещая предметы, учатся видеть проекцию трехмерного предмета с разного ракурса, и анализировать пространственные взаимоотношения объектов.
Применяются различные упражнение, например, рисование и проектирование различных маршрутов, создание карт, планов местности, творческие задания с различными видами конструкторов, настольные и словесные игры и многое другое. Так же применяются сюжетные игры.
К пубертатному периоду пространственный интеллект считается окончательно сформированным, но потенциал к развитию сохраняется.
Трудности в развитии пространственного воображения лучше скорректировать до школы, пока они не повлекли за собой проблемы с учёбой. Но и в школьном возрасте существует возможность улучшить эти навыки.