Отклонение называемое дислексией не выбирает по полу, цвету глаз или волос. Многие известные люди, такие как: Уинстон Черчиль,Мэрелин Монро и Уолт Дисней имели подобное расстройство навыков чтения. Быть “не таким как все” в детском возрасте особенно обидно, т.к. именно в этом возрасте ребенок знакомится с социумом и идет свое в нем место. Но, как показывает практика, все в наших и Ваших руках. Помочь ребенку возможно, давайте далее разберем, как дислексики видят, читают текст, что можно с этим сделать.
Дислексия основана на частичном отклонении некоторых психических функций, отвечающих за чтение. По общей статистике данное расстройство встречается примерно в 5% случаев у детей с нормальным уровнем развития интеллекта. В четыре раза чаще дислексия встречается у мальчиков, чем у девочек. В большинстве случаев с дислексией идет попутное отклонение – дисграфия, когда ребенок имеет расстройство письма.
Как видит текст дислексик?
Примерно так:
Он вдиит еетскт, в воротом ачась бувб еняемся сметами и пыырыгет студа-тюда, жакаяд зи бувб не одозаначчо зонопается рибинким, кат кат он он не точчн ее помимает и стичичает ее коннурт и нопсонио.
То же самое будет происходить с письмом у ребенка, который не точно запоминает контуры букв и строчки.
Зачастую люди с дислексией имеют ограничение по словарному запасу, могут быть неправильно оформлена речь с грамматической точки зрения.
Специалисты склонны видеть причину дислексии в биологических патологиях пренатального периода, где могут быть поражения мозга, гипоксия, травмы при родах. Также наложение дают социально-бытовые факторы: недостаток общения, билингвальность, критика ребенка в
раннем периоде и другое.
Социально-бытовые факторы поддаются коррекции в большей степени, чем биологические, зачастую не требуют длительной коррекции.
Разбирая проблему необходимо оценить и разобрать сам процесс чтения, являющимся сложным психофизиологическим процессом, где
задействованы зрительная, речевая, звуковая, двигательные системы организма. Сбой в любой части вызывает веерное нарушение в меньшей степени других частей процесса.
Существует шесть форм дислексии, в зависимости от механизма, имеющего нарушение:
аграмматическая (построение речевых отрезков и связки слов), семантическая (нарушение восприятия смысла прочитанного текста), мнестическая (не связанность буквы и звука), тактильная (пространственное нарушение ориентирования), оптическая (перескок с буквы на
букву, зеркальное чтение, схожие символы воспринимаются одним символом), фонематическая (перестановка слогов, структуры слова).
Симптомы у детей появляются в возрасте от 5-6 лет, когда начинаются первые осознанные и связанные попытки чтения текстов, предложений. У некоторых детей выявление проблемы происходит в возрасте до 10-12 лет на фоне неудач в обучении, общении.
Диагностика дислексии опирается на некоторые факторы, которые необходимо учитывать:
у ребенка не должны быть диагностированы умственная отсталость, патологии слуха и зрения и некоторые другие.
В Школе знаний и умений детям с такими особенностями могут помочь сразу несколько специалистов, это и дефектолог, логопед, клинический психолог, в некоторых случаях требуется помощь нейропсихолога.