Запуск речи у неговорящих детей
Примерно с двухмесячного возраста дети начинают произносить звуки, пытаясь передать свое настроение. Но в последние годы специалисты наблюдают рост числа детей, которые нуждаются в помощи специалиста для запуска речи.
Развитие речи у детей состоит из нескольких этапов, а именно:
- Предречевой этап
Начинается примерно в 2-3 месяца. В этот период младенцы начинают издавать звуки, кричать, используют мимику и жесты.
- Этап произношения звуков
Начинается примерно в 6 месяцев. Дети начинают произносить и повторять одинаковые слоги, например, «гы», «ля», «га». Это начальный этап формирования речи.
- Этап односложных слов
Начинается примерно в 12 месяцев. Дети начинают говорить и понимать простые слова, например, «мама», «дай», «нельзя».
- Этап двусложных слов и фраз
Начинается примерно в 1,5-2 года. Дети начинают комбинировать слова, чтобы выразить то, что они хотят, например, «дай куклу», «мишка кушает».
- Этап грамматического развития
Начинается примерно в 2-3 года. Дети начинают говорить более длинными фразами, но их речь может быть нескладной.
- Этап развития словарного запаса и связной речи
Происходит после 3-4 лет. Дети начинают разговаривать сложными предложениями и рассказывать истории.
Когда требуется запуск речи?
Существуют определенные ориентиры, которые помогают специалистам выявлять возможные проблемы. К примеру, если нет попыток лепета к 12 месяцам, отсутствие первых слов к 18 месяцам или заметное отставание в речевом запасе по сравнению с ровесниками – это знаки, требующие вмешательства. Важно учитывать, что трудности с речью могут возникать из-за множества факторов. Это могут быть как органические причины, такие как нарушения слуха, неврологические расстройства, генетические аномалии (например, синдром Дауна), так и функциональные проблемы, связанные с особенностями развития речевых зон мозга.
Также значительную роль играют психологические аспекты: неблагоприятная атмосфера в семье, недостаток взаимодействия с ребенком, чрезмерная опека или, наоборот, игнорирование со стороны родителей.
Даже незначительные задержки в речевом развитии могут привести к серьезным последствиям в будущем. Проблемы с речью могут повлиять на успеваемость в школе, способность к чтению и письму, формирование коммуникативных навыков и социальную адаптацию ребенка. Поэтому, ранняя диагностика и своевременное обращение к специалисту – логопеду, дефектологу, сурдологу (при проблемах со слухом) или неврологу – крайне важны. Специалисты проведут полное обследование, определят причину задержки речи и разработают индивидуальную программу коррекционных занятий.
Эта программа может включать в себя логопедические упражнения, игровые терапевтические методики, а в некоторых случаях – медикаментозное лечение.
Не стоит стесняться обращаться за помощью, если у вас есть хоть малейшие сомнения по поводу речевого развития вашего ребенка. Чем раньше начата коррекция, тем эффективнее будет результат. Помните, своевременная помощь специалиста может существенно улучшить качество жизни вашего ребенка и помочь ему раскрыть свой потенциал.
Особое внимание нужно обратить, если:
- в 2 месяца малыш редко издает какие-либо звуки и не издает крика.
- в 6 месяцев ребенок не реагирует на звуковые сигналы, не улыбается и не воспроизводит звуки.
- в 7-8 месяцев ребенок не откликается на голоса своих родителей.
- в 10 месяцев малыш не начинает лепетать.
- в 2 года ребенок не понимает вопросы, не говорит или использует всего 10-20 слов.
- в 3 года малыш почти не говорит, его словарный запас составляет лишь около 50 слов, или его речь трудно понять.
Какие существуют методики запуска речи?
Запуск речи логопедом или дефектологом осуществляется с использованием различных методик:
Игровой подход
Для стимуляции речевого развития задействуют различные игры, которые позволяют ребенку использовать слова и фразы.
Применение визуальных материалов
Разнообразные карточки с изображениями, игрушечные кубики, магнитные доски с алфавитом и другие подобные средства способствуют тому, чтобы дети лучше запоминали буквы и осваивали новые слова.
Моделирование речи
Очень важно, чтобы у ребенка был пример того, как говорить правильно. Для этого можно повторять за ребенком фразы, и раскрывать их. Например, ребенок говорит «кукла», а родители отвечают ему «да, это большая красивая кукла».
Повторение и подражание
Когда ребенок повторяет слова за взрослыми, он лучше усваивает связь между звуками и их значением.
Использование жестов и мимики
Эти способы коммуникации помогают ребенку лучше выражать то, что он хочет сказать. Это особенно важно, когда у ребенка отсутствует достаточный словарный запас или он еще не может четко произносить слова.
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения
Гимнастика и упражнения нужны, когда у ребенка проблемы с произношением звуков и звуков.
Использование коммуникативных технологий
В случае, когда у ребенка большие сложности с речью, используют специальные программы или приложения, которые помогают ребенку выразить то, что он хочет, с помощью изображений или звуков.
В сети детских центров “Знай и Умей” и “Школа знаний и умений” работают профессионалы, которые постараются помочь Вам и Вашему ребенку. Мы приложим все знания, весь профессионализм для решения проблемы.
Ждем Вас по адресам: г.Москва, ул.Академика Пилюгина 14к2, г.Москва, ул.Грина д18, г.Москва, ул.Брусилова д.21.