Залогом успешного обучения является не только приобретение знаний, но и умение грамотно и уверенно их излагать. Важно научиться не только произносить отдельные слова и предложения, но красиво и грамотно это все преподнести. От этого зависит каким ваш ребенок будет в будущем – блистательным и уверенным в себе, или необщительным, закрытым.
К сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Как же не упустить момент и не дать психологическим проблемам приобрести устойчивый характер? Изучением этих вопросов занимается логопедия.
Логопедия – это область педагогики, занимающаяся изучением, предупреждением и коррекцией нарушений речи у детей. Она тесно связана с такими науками как медицина, психология, физиология, лингвистика, а также специальными педагогиками: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой.
Логопед – специалист в области логопедии, с высшим педагогическим дефектологическим образованием, который помогает детям преодолеть трудности в общении и развитии речевых навыков. Основная специализация логопеда — выявление и устранение дефектов речи, формирование правильного произношения звуков и слов, развитие памяти, внимания и мышления.
Когда стоит обращаться к логопеду?
- до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета.
- 1-2 года – если ребенок не говорит.
- 2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке.
- 4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие.
- 5 лет – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.
- старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки.
- в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом.
Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.
Наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.
Коррекцией нарушений произношения можно начинать заниматься с 4-х летнего возраста. Обычно четырёхлетние малыши искажают свистящие («с», «з», «ц») и шипящие («ш», «ж») звуки. А вот звуки «л» и «р» являются самыми поздними в появлении в речи. Постановкой и коррекцией этих звуков надо заниматься с детьми, достигшими пятилетнего возраста.
Возможные причины нарушений
- негативные факторы в период беременности и родов;
- «педагогическая запущенность»
- ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
- различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- наследственные факторы;
- снижение слуха;
- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
- сосание пальца.
Основные направлениями логопедической работы
- нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
- развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
- выработка речевого дыхания;
- стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
- выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.
Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции.
Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики.
Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.
Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения.
Занятия у детского логопеда способствуют:
- развитию мелкой моторики и пространственной ориентации; развитию общей речевой активности;
- расширению и обогащению словарного запаса;
- развитию слуха (физического и фонематического);
- развитию грамматической стороны речи;
- правильному словообразованию;
- развитию артикуляционной и мелкой моторики; правильной постановки речевого дыхания;
- развитию психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- профилактике нарушений письма и чтения.
Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. От совместной работы специалистов и современных коррекционных методик зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша.
В нашей сети детских коррекционных центров работают логопеды по всем видам логопедической помощи детям. С радостью ждем Вас по адресам в Москве: ул.Академика Пилюгина 14к2, ул.Грина д.18, ул.Брусилова д.21. Детские центры “Школа знаний и умений”, “Знай и Умей”.