В последние годы все больше детей сталкивается с нарушением развития. В помощи узкопрофильного специалиста нуждаются малыши, у которых по тем или иным причинам выявили проблемы с адаптацией, развитием речи, общением и обучением в школе, детском саду.
Очень часто родители говорят, что их ребенку нужен не просто логопед, а логопед-дефектолог. Действительно, когда обнаруживается какое-либо отставание или нарушение в развитии, легко запутаться во всем разнообразии специалистов.
Логопеды и дефектологи трудятся в одной сфере, имеют общее образование и схожие рабочие методы. Во время обучения их связывает общий факультет и ряд дисциплин. И те, и другие изучают психиатрию, невралгию, психологию и педагогику.
Столько общего, но, тем не менее, это два разных специалиста, и здесь возникает вопрос: какой педагог необходим ребенку, чтобы распрощаться с психофизическими отклонениями? Логопед и дефектолог – в чем разница?
«Чем отличается логопед от дефектолога?»
Дефектологией принято называть научную дисциплину из разряда педагогики, которая разрабатывает и применяет всевозможные методики, направленные на устранение недостатков в развитии.
Главные направления дефектологии:
- Логопедия – часть педагогики, базирующаяся на речевых трудностях.
- Сурдопедагогика – работает исключительно со слабослышащими либо полностью глухими детьми.
- Тифлопедагогика – работает с теми, у кого присутствуют зрительные расстройства.
- Олигофренопедагогика – помогает детям с выраженной умственной отсталостью.
Таким образом, логопеды – это узкопрофильные дефектологи, специализирующиеся на коррекции речевых отклонений. Дефектологами же являются и сурдопедагоги, и олигофренопедагоги, и тифлопедагоги.
Логопед учит вербальному и невербальному общению, работая над языковыми единицами (словами, словосочетаниями и т.д.), дефектолог же – нацелен на содержание этого общения, которое достигается расширением кругозора и адаптацией в социуме.
У понятия «дефектолог» есть и более узкое значение — коррекционный педагог (сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, логопед).
Если проблемы с речью — нужен логопед, если с отставанием в интеллектуальном развитии — дефектолог.
Путаницу вносит так же этический момент – «дефектолог» звучит более обширно и не указывает на конкретное нарушение.
Главная задача дефектолога – определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, а в дальнейшем максимально насколько это возможно подготовить ребёнка к обучению в школе, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям.
Основные формы работы дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия, преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Цель: конкретная помощь конкретному ребенку.
Дефектолог проводит коррекционно-педагогическую работу с детьми в возрасте с 3 -7лет, имеющими нарушения зрения различной степени тяжести на следующих видах коррекционных занятий:
- социально – бытовая ориентировка;
- развитие зрительного восприятия;
- ориентировка в пространстве;
- развитие осязания и мелкой моторики.
Важно! Занятия с дефектологом можно начинать с раннего возраста (от 1 года), с логопедом – только с 3 лет.
Дефектолог нужен, когда у ребенка наблюдаются следующие проблемы:
- расстройство высших психических функций: мышление, внимание, речь, память, воображение и восприятие;
- нарушение эмоционально-волевой сферы;
- нарушение слуха или зрения;
- речевые нарушения;
- интеллектуальные нарушения;
- заболевания центральной нервной системы;
- задержка психического развития;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- гиперактивность, частые перепады настроения, вспышки агрессии, поведение трудно или невозможно контролировать;
- множественные нарушения развития.
Основные направления комплексной работы дефектолога по коррекции этих нарушений:
- развитие и коррекция внимания;
- развитие и коррекция восприятия;
- развитие и коррекция памяти;
- развитие и коррекция мышления;
- развитие воображения;
- развитие и коррекция речи (устной, письменной);
- развитие и коррекция моторики;
- развитие и коррекция слуха;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- восполнение пробелов в познавательной сфере;
- развитие и формирование элементарных математических представлений;
- развитие и формирование конструктивной деятельности;
- развитие навыков самообслуживания.
Как работает дефектолог
Изначально проводится диагностика развития ребенка.
На первичный прием дефектолога рекомендуется взять с собой: медицинскую карту; профильные обследования (если проводились) — УЗИ, допплерография, ЭЭГ, НСГ; заключения невролога (если проводились).
Дефектолог начинает свою работу с изучения анамнеза ребёнка, сбора информации о том, как протекали беременность и роды у матери, после чего обязательно проводится комплексная диагностика развития ребёнка по психическим функциям (при необходимости, проведение диагностики в паре с другим специалистом, например психологом): поведение и привычки, вступление в контакт, понимание речи, говорение, чтение и письмо (в соответствии с возрастом и диагнозом), память, внимание, интеллект, эмоционально-волевая сфера.
Проводится анализ типа семейного воспитания и соответствия уровня развития возрастным нормам.
После тщательной диагностики, определения ресурсов ребёнка и тех функций, которые необходимо скорректировать, формируется индивидуальный коррекционный маршрут занятий, а также даются рекомендации родителям для занятий дома.