Запуск речи у неговорящих детей

Число малышей с самыми разными речевыми проблемами только растет. В основном они имеют неврологические и нейропсихологические предпосылки. Задержка речи или полное её отсутствие – это, к сожалению, не только проблема с речью — страдает общее, интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Восприятие и воспроизведение речи – очень сложные процессы, в которых задействованы разные отделы головного мозга. Запуск речи у неговорящих детей — это комплексный подход, который состоит из различных методик и технологий, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с проблемами речи.

Как определить, что нужно обратиться к специалистам?

  • В возрасте 2 месяцев ребенок почти не произносит звуков и не плачет.
  • В 6 месяцев ребенок не реагирует на звуки, не улыбается и не повторяет звуки.
  • В 7-8 месяцев ребенок не реагирует на голос родителей.
  • В 10 месяцев ребенок не начинает лепетать.
  • В возрасте 2 лет ребенок не понимает, о чем его спрашивают, не говорит,

или использует только 10-20 слов.

  • В возрасте 3 лет ребенок почти не говорит, его словарный запас только 50 слов или его трудно понять.

Для того, чтобы определить, нет ли у ребенка проблем с развитием речи, необходимо обратить внимание не только на соответствие его речи возрастным нормам, которые подходят его возрасту, но и на другие признаки, как ребенок взаимодействует с другими людьми.

Если ребенок демонстрирует более одного из вышеперечисленных признаков, рекомендуется обратиться за консультацией к логопеду-дефектологу и/или логопеду-нейропсихологу (иногда, это один и тот же специалист). Эти специалисты смогут дать подробную и профессиональную оценку и, при необходимости, предложить соответствующие решения и поддержку для запуска и развития речи вашего ребенка.

К какому именно?

Логопед – это специалист, который выявляет, диагностирует и корректирует различные нарушения речи у детей и подростков.

Дефектолог специализируется на работе с детьми, имеющими различные нарушения развития. Он проводит коррекцию и устраняет речевые дефекты путем воздействия на органы речи. Учит правильному дыханию и контролю над речью. Основное внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата, произношению, фонетико-фонематической речи, грубой и мелкой моторике, а также развитию коммуникативной функции, улучшению памяти и внимания. Приоритет в работе здесь принадлежит логопеду-дефектологу при поддержке нейропсихолога и других специалистов.

Нейропсихолог работает с детьми с неврологическим статусом, коммуникативными нарушениями (расстройствами аутистического спектра), СДВГ. Эта область включает в себя, прежде всего, установление контакта с ребенком, развитие сенсомоторного уровня и внимания, преимущественно коммуникативной функции и звукопроизношения. Здесь на первый план выходит работа нейропсихолога, а затем логопеда-дефектолога и, если потребуется, других специалистов.

В настоящее время логопеды и дефектологи учатся на разных отделениях. Изучая разные предметы в стенах ВУЗа, они становятся более узкими специалистами.

Специалисты работают с детьми, имеющими следующие нарушения:

  • Задержка психического развития (ЗПР)
  • Задержка психомоторного развития (ЗПМР);
  • Задержка психоречевого развития (ЗПРР);
  • Задержка речевого развития (ЗРР);
  • Олигофрения (умственная отсталость);
  • Детский церебральный паралич (ДЦП);
  • Аутизм (РДА);
  • Синдром Дауна;
  • Перинатальная энцефалопатия (ПЭП);
  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД);
  • Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);
  • Сложная структура дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно);
  • Общее недоразвитие речи, алалия моторная, алалия сенсорная (вторичное нарушение в структуре дефекта);
  • Нарушения в физической и психоэмоциональной сфере;

Коррекционная работа

Диагностика поможет определить причины, опираясь на которые специалист оценит уровень развития ребенка и его особенности. Исходя из этого, специалист разработает специальную программу речевой терапии, которая будет адаптирована под потребности и возможности ребенка.

В коррекционной работе с неговорящими детьми, дефектологи и нейропсихологи используют различные методики по стимуляции речевого развития. Коррекционные занятия составляются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, что, безусловно, сказывается на количестве, частоте и содержании занятий. Помимо классических методов работы, специалисты используют альтернативные и дополнительные средства коммуникации, различные специальные программы и приложения, которые помогают неговорящим детям объясняться с помощью символов, изображений или звуков.

Ожидаемый результат занятий по запуску речи: более понятная коммуникация, увеличение пассивного и активного словаря, появление возможности употребления сложных речевых форм.

Раннее вмешательство увеличивает шансы на успешную коррекцию речи и поможет предотвратить ухудшение проблем с речью.

Специалисты дадут советы родителям по общению и взаимодействию с ребенком, объяснят, как создать стимулирующую речевую среду дома, дадут рекомендации по чтению книг, играм и другим активностям, которые будут способствовать развитию речи.

В сети детских центров “Знай и Умей” и “Школа знаний и умений” работают профессионалы, которые приложат максимум усилий для помощи Вашему ребенку и Вам в этой сложной ситуации. У нас есть опыт, знаний, оборудование.

Будем Вам рады по адресам: г.Москва, ул.Академика Пилюгина 14к2, г.Москва, ул.Грина д18, г.Москва, ул.Брусилова д.21.

adminok
Оцените автора
Школа Знаний  и Умений, Знай и Умей.