Детский нейропсихолог осуществляет общую оценку высших психических функций, определяет причину ухудшения памяти, нарушения мышления или снижения внимания.
Коррекционные занятия с нейропсихологом рекомендованы:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- задержка психического и (или) речевого развития;
- расстройства психики аутичного спектра;
- перинатальная энцефалопатия в анамнезе;
- заикание (логоневроз);
- нарушения речевого развития;
- дислексия или дисграфия;
- проблемы с обучением в школе.
Нейропсихологическая диагностика определить уровень интеллектуального развития ребенка и оценить его готовность к учебе. Поэтому, помимо прочего, она рекомендована перед поступлением ребенка в школу.
Методы нейропсихологической диагностики
Методики нейропсихологии детского возраста базируются на знаниях того, какие участки мозга отвечают за решение конкретных задач: освоение счета, письма, чтения, запоминания, логического построения, социализации и пр.
Например, если ребенок испытывает трудности в обучении, в общении, непоседлив, можно предположить патологию в формировании некоторых сторон психической деятельности или нарушение в работе определенных участков мозга.
Процесс исследования высших психических функций с целью выявления нарушений, определения тяжести состояния и коррекции называется диагностикой. Она включает различные тестовые методики, которые различаются по уровню сложности и возрасту. Предварительно изучив анамнез ребенка, нейропсихолог индивидуально подбирает методы нейропсихической диагностики.
Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности, для выявления нарушений и их коррекции. Нейропсихолог задает ряд задач и наблюдает за ребенком. Также могут использоваться аппаратные методики.
В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.
Основные методы:
- опросники;
- тесты, включая проективные (рисуночные);
- наблюдение;
- компьютерные методики;
- предметный, символьный и лицевой гнозис;
- стимульный материал;
- тактические пробы на исследование кожно-кинестетического анализатора.
Длительность диагностики: от 1,5 до 2 часов.
По результату нейропсихолог пишет заключение, в котором отражает результаты исследования и рекомендации. На его основании составляется индивидуальный план коррекционных занятий.
Основные виды нейропсихологической коррекции
Двигательная коррекция
Она состоит из серии полезных физических заданий (массаж, упражнения на растяжку, нормализацию мышечного тонуса и улучшение психоэмоционального фона; дыхательные упражнения для активизации способности к концентрации внимания, саморегуляции и самоконтролю; задания на развитие моторики, занятия с сенсорными материалами).
Когнитивная коррекция
Включает в себя развитие речи, мышления, пространственного представления, социальных навыков, самообслуживания и т.д.) и проводится с помощью заданий, тестов и настольных игр, способствующих развитию памяти, внимания, воображения и мелкой моторики.
С помощью специальных развивающих игр и двигательных упражнений ребенку предлагается развивать определенные компоненты психической деятельности: моторику, пространственное, слуховое и зрительное восприятие, управление своим психическим состоянием (самоконтроль), логическое мышление и др.
Подвижные игры и игры с определенными правилами также используются специалистами для достижения положительной динамики у детей с ослабленным здоровьем и низким уровнем коммуникации.
Как правило, нейропсихолог не ограничивается одним коррекционным методом, он использует их в сочетании, и старается разнообразить задачи для достижения более устойчивого результата. При выборе метода специалист учитывает возраст ребенка, его диагноз, рекомендации лечащего врача и личностные особенности.
Нейропсихологическая коррекция способна значительно повысить эффективность психофармакологической терапии и работу других узкоспециализированных специалистов.
Техники коррекционной работы
Опора на сохранные звенья
Адаптация ребенка производится с учетом его более развитых и сильных сторон.
Атака на слабые стороны
Основой этого метода работы является наибольший упор на работу над менее развитыми функциями и стимулированием их правильной работы.
Формирующее обучение
В основе этого метода – не коррекция несформированной функции, а стимулирование развития конкретного навыка.
Метод интерактивного подхода
Повышение мотивации ребенка к активной совместной работе без акцента на отстающие сферы.
Мозжечковая стимуляция
Занятия на балансировочной доске. Доказанная связь работы мозжечка со всеми отделами нервной системы. Улучшает память, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию, улучшают работу эмоционально волевой сферы.
Нейропсихологическая коррекция может значительно улучшить общее развитие ребенка, повысить его успехи в учебе и помочь реализовать его потенциал.
Все упомянутые и многие другие методики работы нейропсихолога используются в наших центрах. С радостью ждем Вас по адресам: г.Москва, ул. Академика Пилюгина 14к2, г.Москва, ул.Грина, д.18, г.Москва, ул.Брусилова, д.21. Центры “Школа Знаний и Умений”, “Знай и Умей”.