Детский нейропсихолог, методики диагностики и работы

Детский нейропсихолог осуществляет общую оценку высших психических функций, определяет причину ухудшения памяти, нарушения мышления или снижения внимания.

Коррекционные занятия с нейропсихологом рекомендованы:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • задержка психического и (или) речевого развития;
  • расстройства психики аутичного спектра;
  • перинатальная энцефалопатия в анамнезе;
  • заикание (логоневроз);
  • нарушения речевого развития;
  • дислексия или дисграфия;
  • проблемы с обучением в школе.

Нейропсихологическая диагностика определить уровень интеллектуального развития ребенка и оценить его готовность к учебе. Поэтому, помимо прочего, она рекомендована перед поступлением ребенка в школу.

Методы нейропсихологической диагностики

Методики нейропсихологии детского возраста базируются на знаниях того, какие участки мозга отвечают за решение конкретных задач: освоение счета, письма, чтения, запоминания, логического построения, социализации и пр.

Например, если ребенок испытывает трудности в обучении, в общении, непоседлив, можно предположить патологию в формировании некоторых сторон психической деятельности или нарушение в работе определенных участков мозга.

Процесс исследования высших психических функций с целью выявления нарушений, определения тяжести состояния и коррекции называется диагностикой. Она включает различные тестовые методики, которые различаются по уровню сложности и возрасту. Предварительно изучив анамнез ребенка, нейропсихолог индивидуально подбирает методы нейропсихической диагностики.

Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности, для выявления нарушений и их коррекции. Нейропсихолог задает ряд задач и наблюдает за ребенком. Также могут использоваться аппаратные методики.

В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.

Основные методы:

  • опросники;
  • тесты, включая проективные (рисуночные);
  • наблюдение;
  • компьютерные методики;
  • предметный, символьный и лицевой гнозис;
  • стимульный материал;
  • тактические пробы на исследование кожно-кинестетического анализатора.

Длительность диагностики: от 1,5 до 2 часов.

По результату нейропсихолог пишет заключение, в котором отражает результаты исследования и рекомендации. На его основании составляется индивидуальный план коррекционных занятий.

Основные виды нейропсихологической коррекции

Двигательная коррекция

Она состоит из серии полезных физических заданий (массаж, упражнения на растяжку, нормализацию мышечного тонуса и улучшение психоэмоционального фона; дыхательные упражнения для активизации способности к концентрации внимания, саморегуляции и самоконтролю; задания на развитие моторики, занятия с сенсорными материалами).

Когнитивная коррекция

Включает в себя развитие речи, мышления, пространственного представления, социальных навыков, самообслуживания и т.д.) и проводится с помощью заданий, тестов и настольных игр, способствующих развитию памяти, внимания, воображения и мелкой моторики.

С помощью специальных развивающих игр и двигательных упражнений ребенку предлагается развивать определенные компоненты психической деятельности: моторику, пространственное, слуховое и зрительное восприятие, управление своим психическим состоянием (самоконтроль), логическое мышление и др.

Подвижные игры и игры с определенными правилами также используются специалистами для достижения положительной динамики у детей с ослабленным здоровьем и низким уровнем коммуникации.

Как правило, нейропсихолог не ограничивается одним коррекционным методом, он использует их в сочетании, и старается разнообразить задачи для достижения более устойчивого результата. При выборе метода специалист учитывает возраст ребенка, его диагноз, рекомендации лечащего врача и личностные особенности.

Нейропсихологическая коррекция способна значительно повысить эффективность психофармакологической терапии и работу других узкоспециализированных специалистов.

Техники коррекционной работы

Опора на сохранные звенья

Адаптация ребенка производится с учетом его более развитых и сильных сторон.

Атака на слабые стороны

Основой этого метода работы является наибольший упор на работу над менее развитыми функциями и стимулированием их правильной работы.

Формирующее обучение

В основе этого метода – не коррекция несформированной функции, а стимулирование развития конкретного навыка.

Метод интерактивного подхода

Повышение мотивации ребенка к активной совместной работе без акцента на отстающие сферы.

Мозжечковая стимуляция

Занятия на балансировочной доске. Доказанная связь работы мозжечка со всеми отделами нервной системы. Улучшает память, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию, улучшают работу эмоционально волевой сферы.

Нейропсихологическая коррекция может значительно улучшить общее развитие ребенка, повысить его успехи в учебе и помочь реализовать его потенциал.

Все упомянутые и многие другие методики работы нейропсихолога используются в наших центрах. С радостью ждем Вас по адресам: г.Москва, ул. Академика Пилюгина 14к2, г.Москва, ул.Грина, д.18, г.Москва, ул.Брусилова, д.21. Центры “Школа Знаний и Умений”, “Знай и Умей”.

adminok
Оцените автора
Школа Знаний  и Умений, Знай и Умей.