Вам знакома ситуация — ребенок умный, сообразительный, находчивый, но вы периодически слышите от учителей замечания: «он может, но не хочет, ленится, невнимательный»?
Родители и педагоги часто списывают неудачи на недостаток усидчивости или мотивации. Однако корень проблемы может быть глубже, чем кажется на первый взгляд — он может заключаться в особенностях работы мозга. И разобраться в этом призвана нейропсихология.
Что такое нейропсихология?
Нейропсихология — это наука, которая изучает, как работа мозга влияет на психические процессы: внимание, память, мышление и речь.
Детский нейропсихолог не ставит медицинских диагнозов, а отвечает на ключевой вопрос: «Почему мозг ребенка не справляется с определенными задачами?»
Суть в том, что успешное обучение и адаптивное поведение возможны только при согласованной работе всех отделов мозга. Когда один из них развит недостаточно или функционирует неслаженно, это неизбежно отражается на общих результатах ребенка. Поэтому главная задача взрослых — вовремя обнаружить эту рассогласованность и с помощью специальных занятий помочь мозгу ребенка начать работать как слаженная система.
Три кита, на которых стоит успешное развитие
Тонус и энергия
Обеспечивают работоспособность всей нервной системы, и позволяют ребенку сохранять концентрацию и активность в течение необходимого времени.
Если эта функция ослаблена, то ребенок быстро устает, вялый, или наоборот, излишне суетливый.
Его настроение может часто меняться, поэтому ему сложно сконцентрироваться и включиться в работу.
Внимание и память
Отвечают за эффективное восприятие информации, ее обработку и последующее воспроизведение. Обеспечивают успешное усвоение знаний и навыков.
В случае, если эти функции развиты недостаточно, то ребенок легко отвлекается и у него возникают трудности с запоминанием – с трудом учит стихи, правила, путает буквы, цифры, пропускает их. Может плохо ориентироваться в пространстве, путать право/лево.
Планирование и контроль
Эта функция отвечает за способность ставить цель, намечать шаги для ее достижения и при необходимости менять тактику. Если она недостаточно развита, поведение становится импульсивным и неорганизованным – ребенок сначала делает, потом думает, не доводит дела до конца, может проявлять агрессивные или слезливые реакции на неудачи.
Когда стоит обратиться к нейропсихологу?
Консультация специалиста будет очень полезна, если вы замечаете у ребенка 5-12 лет следующие признаки:
- Проблемы с речью, бедный словарь, аграмматизмы или трудности с пересказом.
- Двигательная неловкость, плохой почерк, он не умеет, или с трудом и долго завязывает шнурки, часто роняет предметы.
- У ребенка низкая успеваемость, особенно по чтению, письму и математике.
- Испытывает сложности с поведением: гиперактивность, или наоборот, излишняя медлительность, повышенная тревожность, частые истерики.
- Ребенок-левша. Он живет в мире, ориентированном на правшей (ножницы, парты, ручки). Это требует от его мозга больших усилий для адаптации и может приводить к повышенной утомляемости, скрытому левшеству или трудностям в освоении бытовых и учебных навыков, если его особенности не учитываются.
Чем поможет нейропсихолог в нашем центре?
Нейропсихологическая диагностика — это не экзамен, и не медицинское заключение, а увлекательное путешествие через специальные игры и задания. Простыми словами – наш специалист определяет, какая именно функция дает сбой.
После диагностики составляется курс коррекционно-развивающих занятий. Нашими специалистами разрабатывается специальный комплекс индивидуальных двигательных и когнитивных упражнений — нейрогимнастика. Эти упражнения направлены на то, чтобы научить мозг работать слаженно и эффективно.
Комплекс содержит:
1. Двигательные упражнения (ползание, лазание, растяжки)
Эти упражнения являются базовыми для зарядки мозга, они стимулируют стволовые структуры, отвечающие за общий тонус и энергию. Например, ползание по специальным коврикам с препятствиями и лазание по шведской стенке укрепляют мышцы, и создают тысячи новых нейронных связей между полушариями. Это напрямую улучшает координацию, способность к обучению и помогает преодолеть дислексию и дисграфию.
2. Различные виды заданий на внимание и память
В комплекс входят специальные игры на избирательность и устойчивость внимания, такие как «корректурные пробы» (вычеркивание определенных букв) или таблицы Шульте. Для тренировки памяти используются упражнения на запоминание порядка предметов, а также различные зрительные и слуховые диктанты. Регулярное выполнение этих заданий значительно повышает объем оперативного запоминания, скорость обработки информации и снижает количество «глупых» ошибок в школе.
3. Игры по правилам и графические диктанты
Это ключевой блок для развития функций планирования и контроля. Он содержит множество игр, в которых нужно соблюдать очередность ходов и планировать тактику (специальные настольные игры). Это учит ребенка думать на шаг вперед и управлять своими импульсами. А графические диктанты, (например, клеточный диктант), в которых нужно по инструкции вести линию, требуют высочайшей концентрации и самоконтроля. Они формируют навык точного следования алгоритму, что критически важно для развития навыков, необходимых для решения математических задач и написания сочинений.
Главный вывод для родителей
Если ребенок не справляется – он не ленится и не делает назло. Просто его мозг еще не научился эффективно решать поставленные задачи.
Нейропсихология дает нам ключ к пониманию истинных причин трудностей и предлагает научно обоснованный, эффективный путь помощи без лекарств и давления. Вовремя замеченная проблема и грамотная поддержка специалиста помогут вашему ребенку раскрыть свой внутренний потенциал и пойти в школу с радостью и уверенностью в своих силах.
В сети детских центров «Знай и Умей» работает штат нейропсихологов, готовых оказать помощь Вашему ребенку с любыми профильными сложностями. Будем рады видеть Вас в наших центрах по адресам:
- г.Москва, ул.Академика Пилюгина, 14к2.
- г.Москва, ул.Грина, 18.
- г.Москва, ул.Брусилова, 21.








