В современном мире, где коммуникативные навыки играют ключевую роль, чистая и грамотная речь ребенка — это фундамент для его успешного обучения, социализации и формирования уверенности в себе. Если вы заметили, что речь вашего малыша отличается от речи сверстников, важно не дожидаться, что все само пройдет, а обратиться к специалистам — логопеду и дефектологу. В чем же разница между этими двумя профессиями и как их совместная работа помогает ребенку?
Логопедия. Исправляем звуки и строим фразы
Логопедия — это наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении. Специалист-логопед работает именно с речевыми трудностями. Его главная цель — поставить правильное звукопроизношение, расширить словарный запас (лексика) и научить ребенка грамматически правильно строить предложения и развить связную речь.
С какими проблемами работает логопед
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (например, ребенок картавит, шепелявит).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — ребенок не только неправильно произносит звуки, но и плохо различает их на слух, что влечет за собой проблемы с обучением грамоте.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — комплексное речевое расстройство, при котором страдают все компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематический слух, лексика, грамматика и связная речь.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, связанное с поражением нервной системы. Речь таких детей невнятна, «смазана», часто нарушено речевое дыхание и голос.
Заикание (логоневроз) — нарушение плавности речи, характеризующееся судорогами речевого аппарата.
Логопед использует такие методы, как артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, дыхательные упражнения и специальные игры для развития фонематического слуха.
Дефектология. Ищем причину и развиваем мозг
Дефектология — это более широкая наука, изучающая особенности развития детей с различными отклонениями, как физическими, так и психическими, и методы их воспитания и обучения. Специалист-дефектолог ищет первопричину речевых нарушений, которая часто кроется в особенностях когнитивного развития.
Дефектолог работает с такими особенностями развития, как:
- Задержка психического развития (ЗПР) и Задержка речевого развития (ЗРР).
- Расстройства аутистического спектра (РАС).
- Интеллектуальные нарушения (или нарушения интеллектуального развития).
- Нарушения слуха и зрения.
- Нарушения опорно-двигательного аппарата (включая детский церебральный паралич — ДЦП).
- Сложная структура дефекта (когда присутствует сочетание нескольких нарушений).
- Системное недоразвитие речи тяжелой степени (при различных сложных нарушениях).
- Нарушения эмоционально-волевой сферы.
- Генетические синдромы, сопровождающиеся задержкой развития (например, синдром Дауна, синдром Ретта и др.).
Его задача — развить не только речь, но и высшие психические функции (ВПФ), внимание, память, мышление, восприятие, воображение. Дефектолог проводит углубленную диагностику, чтобы выявить слабые звенья в развитии ребенка и составить комплексную коррекционную программу.
Основой коррекционной работы дефектолога является нейропсихологический подход, включающий двигательные и сенсомоторные упражнения для стимуляции мозговых структур. Для комплексного воздействия специалист применяет методики сенсорной интеграции и целенаправленно развивает мелкую моторику, используя, например, пальчиковую гимнастику. Для развития логического мышления и высших психических функций применяется когнитивная коррекция с использованием специальных дидактических материалов и игр.
Важнейшим направлением является формирование базовых предпосылок учебной деятельности — умения концентрировать внимание, следовать инструкции и доводить задание до конца. Вся работа строится на принципах индивидуального и дифференцированного подхода, когда для каждого ребенка составляется персональная коррекционная программа развития.
Синергия двух наук. Командный подход к успеху
Речевое развитие и развитие познавательных способностей тесно переплетены, и отставание в одной сфере неизбежно тянет за собой другую. Поэтому наши специалисты, логопед и дефектолог, работают рука об руку.
Как это выглядит на практике?
Дефектолог проводит первичную диагностику и выявляет, например, что причиной ОНР у ребенка является несформированность пространственного мышления и слабая произвольная память. Логопед, в свою очередь, оценивает состояние речевого аппарата и фонематического слуха. Далее специалисты составляют единый маршрут развития. Дефектолог проводит занятия по развитию ВПФ, а логопед параллельно работает над постановкой звуков и обогащением лексико-грамматического строя речи.
Такой комплексный подход позволяет заложить прочную базу для всего дальнейшего развития ребенка. Таким образом, наши специалисты находят корень проблемы и помогают ребенку раскрыть весь свой потенциал.
Если вас что-то настораживает в развитии вашего малыша — важно своевременно довериться профессионалам. Своевременное обращение к логопеду и дефектологу является лучшей инвестицией в счастливое и успешное будущее вашего ребенка.
В наших детских проводятся все виды занятий с детьми в зоне дефектологии и логопедии. Будем рады видеть Вас в числе наших счастливых клиентов.








