В широком смысле под правописанием понимается орфографическая и пунктуационная грамотность.
В последние годы родители младших школьников обращаются с проблемой большого количества ошибок в письменных работах детей по русскому языку, при том, что правила дети знают наизусть.
Это происходит потому, что ребенок не знает в каких случаях это правило «работает». Поэтому, в современной школе одна из главных задач обучения русскому языку младших школьников – это формирование орфографической грамотности.
Орфографическая грамотность — это сложный навык, который является частью речевой деятельности, а именно письменной речи. Он формируется в ходе длительной практики. Это, пожалуй, одна из самых сложных задач, которую приходится решать учителю. От того, насколько сформированы орфографические навыки в начальных классах, зависит качество дальнейшего обучения ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность владеть русским языком в письменной форме.
Орфографический навык и условия его формирования
Орфографическая грамотность формируется в процессе длительной практики и основывается на более простых умениях и навыках, таких как умение писать, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение определять морфемный состав слова и определять орфограмму, умение соотносить орфограмму с соответствующим правилом.
Главным в обучении правописанию является правило и его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако оно возможно при условии, если ученик видит объект применения правила — орфограмму. Неумение делать этого — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух. Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Развивающийся речевой слух у младшего школьника способствует возникновению и развитию орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость — это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой — в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании.
Слабая орфографическая зоркость — основная причиной орфографических ошибок.
К сожалению, результаты тестирования показывают, что она развита менее чем у половины учащихся младшей школы.
Наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированного орфографического навыка.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:
- навык письма;
- умение анализировать слово с фонетической стороны;
- умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
- умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма
- Зрительный фактор
Срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
- Слуховой фактор
Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи.
- Рукодвигательный фактор
Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему ребенку в начальных классах необходимо как можно больше писать.
Включает в себя проговаривание и комментированное письмо
Причины ошибок:
- бедность или пассивность словаря, мешающая быстро и правильно находить проверочные слова;
- слабая орфографическая зоркость: ребенок не видит орфограммы, не слышит безударного гласного;
- учащийся плохо разбирается в морфемном составе слова, не обнаруживает границ корня слова.
Орфографическая грамотность неразрывно связана с читательской.
Читательская грамотность
Чтение — важнейшее средство обучения, инструмент восприятия окружающего мира. Несмотря на развитие информационных технологий, значение чтения для жизни человека по-прежнему огромно.
Умение читать — это не только владение техникой, но и разнообразные навыки и умения работы с текстами в печатной и электронной среде, читательская деятельность человека, которая совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Формирование грамотного чтения (или читательской грамотности)
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. Проблема в том, что дети без особого энтузиазма берут в руки книги.
Существует немало причин снижения интереса к чтению, это и усиление влияния СМИ, интернета, и изменение позиции взрослого к читательской деятельности, а также отсутствие целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Все эти факторы явно не способствует развитию читательской грамотности.
Под читательской грамотностью подразумевается способность человека понимать и использовать письменные тексты, уметь использовать прочитанное, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Компоненты читательской грамотности:
- потребность младшего школьника в чтении (зачем читать?);
- смысловое чтение (как читать?);
- читательская самостоятельность (что читать?).
Формирование читательской грамотности — это процесс формирования непосредственно навыка чтения и читательских умений учащихся (стратегий и способов работы с текстом).
Навык чтения является одним из составляющих читательской грамотности. Не владея навыком чтения в полном объёме, учащийся не сможет полноценно воспринимать информацию, в каком бы формате она ни была представлена, не сможет извлекать информацию.
Технология формирования у учащихся читательской грамотности представляет собой три этапа целенаправленного осмысления текста:
- работа с текстом до чтения
- работа с текстом во время чтения
- работа с текстом после чтения
На основе читательской грамотности формируются читательские умения:
- Умение найти и извлечь информацию из текста.
- Умение интегрировать и интерпретировать прочитанное, извлекать из текста информацию, которая напрямую в нем не сообщается.
- Умение осмысливать и оценивать прочитанное, критически анализировать содержащуюся информацию.
В соответствии с компонентами навыка чтения выделяются следующие группы упражнений:
- упражнения, направленные на формирование правильности чтения;
- упражнения, развивающие скорость чтения;
- упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.
Дети младшего школьного возраста уже способны воспринимать литературное произведение не только с наивно-реалистической, событийной точки зрения, они уже могут адекватно понимать и оценивать мотивы и последствия поступков героев. Они легко сопереживают героям и получают во время чтения эмоциональный опыт, который может пригодиться им в жизни.








