В современном информационном обществе умение быстро и эффективно усваивать информацию становится все более важным навыком. Особенно для детей, которые сталкиваются с большим количеством текстовой информации в школе и в повседневной жизни. Поэтому скорочтение имеет особое значение для детей.
Методы скорочтения — ценный инструмент, помогающий развить у детей способность быстро читать, понимать прочитанное и успешно применять эти навыки в повседневных делах.
Цель скорочтения — улучшить понимание текстовой информации, чтобы усвоить больше за меньшее время.
Когда ребенок читает медленно, он часто отвлекается и быстро устает. Информация усваивается гораздо труднее и хуже запоминается, а чтение превращается в ненавистное занятие.
В возрасте от 9 до 10 лет дети развивают устойчивый темп, читая по одному слову за раз. К 11-12 годам этот навык совершенствуется, но, к сожалению, большинство детей остаются на том же уровне.
Скорочтение — это способность быстро и эффективно усваивать информацию из текста. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, этот навык принесет ему много пользы.
Преимущества скорочтения
- Экономия времени
- Эффективное обучение
- Развитие критического мышления
- Расширяет кругозор
- Саморазвитие и самосовершенствование и т.д.
Особенности скорочтения для детей
Дети обладают удивительной способностью к обучению и развитию, и способность к скорочтению не является исключением. Однако при обучении детей скорочтению необходимо помнить о некоторых особенностях:
Гибкость восприятия
Мозг детей очень пластичен, что позволяет им быстро адаптироваться и усваивать новые знания.
Возрастные ограничения
Хотя дети обладают удивительными умственными способностями, скорочтение может стать проблемой для детей младшего школьного возраста, чья способность сосредоточиться и сконцентрироваться на тексте может быть ограничена. Поэтому лучше всего начинать обучение после 10 лет.
Постепенное развитие способности
Способность к скорочтению развивается у детей постепенно.
Игровой подход
Дети лучше учатся через игру и интересные задания.
Уникальные потребности
Каждый ребенок уникален, поэтому подход к обучению скорочтению должен быть индивидуальным.
Поддержка и ободрение
Позитивные слова и ободрение могут стать мощным мотиватором для достижения успеха в скорочтении.
Терпение и настойчивость
Обучение скорочтению требует времени и терпения.
Обучение скорочтению может начинаться с 2-3 класса. На этом этапе ученики учатся читать и понимать тексты, поэтому скорочтение может помочь им освоить материал быстрее и более эффективно. Однако, важно помнить, что дети на этом возрасте еще только учатся читать, поэтому скорость чтения не должна быть главным приоритетом. Важнее всего — развивать навыки чтения и понимания текста.
Методы и техники скорочтения
- Скоростное чтение
При скорочтении главное – понять ключевую информацию, а не читать каждое слово отдельно.
- Техника «Сканирование»
Ребенок скользит взглядом по тексту, останавливаясь только на ключевых словах и фразах. Это позволяет быстрее воспринимать информацию и находить ответы на интересующие вопросы.
- Развитие воображения
Представление текста как фильма или рисунка в голове позволяет детям лучше визуализировать события и действия, происходящие в тексте.
- Чтение группами слов
Считывание нескольких слов сразу ускоряет процесс восприятия информации.
- Тренировка внимания
Повышение концентрации внимания позволяет детям более эффективно воспринимать информацию и, как результат, ускорять процесс чтения.
- Таблицы Шульте
Таблицы Шульте — это упражнения, которые развивают периферийное зрение и способность быстро находить числа в таблице без необходимости перебора по порядку.
- Клиновидные таблицы
Таблицы состоят из букв и слов, размеры которых постепенно увеличиваются к центру таблицы. Такая структура помогает расширить поле зрения и увеличить объем информации, воспринимаемой за один раз.
- «Визуальные лабиринты»
Понадобится любая книжка или тетрадь с лабиринтами. Только здесь ребенку не нужен карандаш, а надо пройти лабиринт глазами. Такая тренировка внимания научит концентрироваться на одной задаче и не отвлекаться.
- Метод Палагина
Суть ребенок читает по одному абзацу, затем делает паузу, представляя образ в голове и пересказывая прочитанное.
- Подавление субвокализации
Субвокализация – это проговаривание текста «про себя» во время чтения. Такой метод чтения помогает детям лучше представить картинку в голове, но сильно снижает скорость.
- Ритм Жинкина
Отличный способ избавиться от субвокализации. Особенность этой методики в том, что ритм нужно выстукивать рукой во время чтения. В этот момент в участке головного мозга, отвечающего за моторную речь, происходит торможение, и мысленное проговаривание текста становится невозможным.
Однако у скорочтения есть и недостатки. Некоторые дети, увеличивая скорость чтения, могут испытывать трудности с пониманием текста, при неправильно составленной программе по скорочтению. Кроме того, скорочтение подходит не для всех видов чтения. Например, если ребенок читает художественную литературу и не владеет правильной техникой скорочтения, ему придется читать медленнее, чтобы полностью погрузиться в сюжет.
Обучение скорочтению — увлекательное и важное занятие, которое поможет вашему ребенку стать успешным и уверенным читателем.








