Нейропсихология, диагностика и коррекция.

Нейропсихология – раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса, нейродинамики мозга.

Она возникла в 40-х годах прошлого столетия, занимается изучением сложнейших взаимосвязей между мозгом и психикой человека.

Основная цель нейропсихологии – раскрыть, как структура и функции мозга определяют наши когнитивные способности, эмоции и поведение. Это не просто изучение того, *где* в мозге расположены центры речи или памяти, а исследование *как* эти центры взаимодействуют между собой, формируя сложные психические процессы. Например, понимание процесса чтения включает не только визуальное восприятие букв (затылочная доля), но и их фонетическое декодирование (височная доля), грамматический анализ (теменная доля) и формирование смысла (лобная доля). Нарушение работы любого из этих компонентов может привести к дислексии, иллюстрируя сложность нейропсихологических механизмов.

Концепция нейропсихологической коррекции, хотя и не была сформулирована исключительно Марией Монтессори, получила значительное развитие благодаря её работам. Монтессори-педагогика фокусируется на развитии сенсомоторных навыков у детей, считая, что совершенствование мелкой моторики, восприятия и координации движений является основой для дальнейшего когнитивного развития.

Нейропсихолог – это специалист, работающий на стыке нейронаук и психологии. В отличие от врача-невролога, который фокусируется на органических заболеваниях нервной системы, нейропсихолог изучает высшие психические функции (ВПФ) – сложные когнитивные процессы, такие как мышление, память, внимание, речь, восприятие, праксис (планирование и выполнение движений) и гнозис (способность распознавать и интерпретировать сенсорную информацию), а также их взаимосвязь с работой головного мозга.

Методика предназначена для детей с самого раннего дошкольного и подросткового возраста. Особенно она показана при раннем детский аутизме, задержке психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦПи др.

Нейрокоррекция так же помогает детям, испытывающим сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.

Нейрокоррекция так же эффективна в работе с детьми:

•          гиперактивными, импульсивными;

•          чрезмерно утомляемыми;

•          неловкими, неаккуратными, рассеянными;

•          имеющими трудности в области мышления, речи, пространственных представлений, внимания и памяти;

•          плохо успевающими в школе из-за проблем с письмом, чтением, счетом.

Диагностика начинается со знакомства психолога с ребенком и его родителями.

В своей работе нейропсихологи используют разнообразные методы обследования, включая нейропсихологическое тестирование (например, тесты на зрительно-пространственное восприятие, тесты на внимание и память, исследование речи и праксиса), а также наблюдение за поведением ребёнка в различных ситуациях.

Диагностика включает оценку не только отклонений, но и сильных сторон ребёнка, что критически важно для построения эффективной программы коррекции.

Например, ребёнок может иметь трудности с письмом (дисграфия), но при этом обладать отличной вербальной памятью. Нейропсихолог использует эту сильную сторону, например, для компенсации трудностей с письмом через диктовку или использование специальных техник.

Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция)

Основные этапы:

Диагностический

На данном этапе выявляют актуальный уровень развития и знаний ребёнка, выделяют особенности функционирования мозговых структур, а также разрабатывают индивидуальную коррекционную программу.

Установочный

Направлен на создание у ребёнка и его родителей необходимой мотивации и активной установки на прохождение нейропсихологической коррекции.

Коррекционный

Осуществляется программа нейрокоррекции в соответствии с разработанным ранее индивидуальным планом. Разрабатывается индивидуально для каждого ребенка, на основе тщательной диагностики и с учетом личностных особенностей ребенка.

Мониторинг и оценка эффективности

Проводится контрольное нейропсихологическое обследование, которое позволяет зафиксировать результат коррекции. Следует заметить, что максимальный эффект может быть достигнут не менее, чем спустя 6-7 месяцев коррекционной работы с ребёнком.

Современная нейропсихологическая коррекция значительно шире, чем только сенсомоторная стимуляция. Она включает в себя разнообразные методы, направленные на восстановление поврежденных функций мозга и компенсацию их нарушений. Это могут быть логопедические упражнения, тренировка памяти и внимания, обучение стратегиям саморегуляции, использование компьютерных программ и многое другое.

Эффективность коррекционных методов зависит от множества факторов, включая характер повреждения мозга, возраст ребенка и его индивидуальные особенности.

В настоящее время активно развиваются новые методы нейрореабилитации, использующие стимуляцию мозга (например, транскраниальная магнитная стимуляция – тМРС), виртуальную реальность и нейроинтерфейсы.

Все это способствует более эффективному восстановлению потерянных функций и повышению качества жизни людей с нейропсихологическими расстройствами.

С радостью ждем Вас в наших центрах по адресам: г.Москва, метро Новые Черемушки, ул.Академика Пилюгина, д.14к2, г.Москва, метро Бульвар Дмитрия Донского, ул.Грина, д.18.

adminok
Оцените автора
Школа Знаний  и Умений, Знай и Умей.