Это специфическая комплексная программа физической активности, направленная на развитие физических, социальных и эмоциональных навыков у детей с особыми потребностями или ограниченными возможностями здоровья.
Адаптивная физкультура (АФК) является важным инструментом для улучшения качества жизни детей с особыми потребностями или ограниченными возможностями здоровья.
Она помогает им подготовиться к самостоятельной жизни, развить социальные и психологические навыки.
Проводить занятия по АФК имеет право только квалифицированный специалист. Это может быть специалист по АФК или инструктор по ЛФК.
В чем заключается особенность адаптивной физкультуры?
АФК представляет собой особую систему занятий физической культурой, разработанную с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Помогает детям с различными нарушениями, такими как ДЦП, аутизм, синдром Дауна и другие, улучшить качество жизни и адаптироваться к окружающему миру. Важно, чтобы занятия проводились под руководством опытного специалиста, который разработает индивидуальную программу с учетом особенностей ребенка.
Предполагает инклюзию – создание условий для участия в физической активности всех детей, независимо от их возможностей.
Польза АФК для детей
- Улучшение физического состояния: укрепление мышц, развитие координации и баланса, повышение выносливости. Важно учитывать, что уровень развития этих качеств будет различным у разных детей, в зависимости от их диагноза и степени ограничения возможностей.
- Развитие моторики: совершенствование мелкой и крупной моторики, улучшение двигательных навыков.
- Социальная адаптация: участие в групповых занятиях способствует общению, развитию умения работать в команде. АФК помогает детям с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовать друг с другом, находить друзей, развивать коммуникативные навыки и уверенность в себе. Важно создавать дружелюбную и поддерживающую атмосферу.
- Развитие компенсаторных механизмов: обучение использованию сохранных функций для компенсации нарушенных.
- Подготовка к бытовой и трудовой деятельности: формирование навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
- Психологическая поддержка и эмоциональное развитие: повышение самооценки, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Повышение самооценки, уверенности в себе и снижение уровня стресса.
- Реабилитация: восстановление утраченных функций после травм и заболеваний.
- Коррекция нарушений: занятия направлены на преодоление или смягчение последствий различных заболеваний и нарушений развития. Это может включать улучшение осанки, координации движений, преодоление спастичности и т.д.
- Поддержание здоровья: занятия укрепляют иммунитет, улучшают общее самочувствие и повышают качество жизни. Акцент делается на доступности и безопасности, учитывая ограничения здоровья.
Программы АФК могут включать различные виды деятельности, такие как игры, спортивные занятия, танцы и другие формы физической активности, адаптированные под нужды детей. Важно, чтобы занятия проводились опытными специалистами, которые могут учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать безопасную и поддерживающую атмосферу.

Важность сотрудничества
Успешность адаптивной физкультуры зависит от тесного сотрудничества между педагогами, родителями, медицинскими работниками и самими детьми. Открытый диалог и совместная работа над индивидуальной программой занятий являются залогом успеха.
Занятия АФК проводятся с обязательным учетом следующих факторов:
- Индивидуальный подход: учет диагноза, возраста, физического состояния, психологических особенностей ребенка. программа занятий должна быть разработана с учетом конкретных потребностей каждого ребенка, его диагноза, уровня физического развития, мотивации и способностей. Назначение и корректировка программы требуют постоянного наблюдения и сотрудничества с родителями и медицинскими специалистами.
- Постепенность и систематичность: нагрузка увеличивается постепенно, занятия проводятся регулярно.
- Доступность и безопасность: оборудование и методики должны быть адаптированы под потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть специальные тренажеры, приспособления, специальные методы обучения и т.д. Упражнения должны быть безопасными и соответствовать возможностям ребенка. Занятия должны проводиться в безопасной обстановке, с учетом возможных рисков и ограничений. Важно использовать необходимые страховочные меры и соблюдать меры предосторожности.
- Использование разнообразных методов: использование игр, соревнований, музыкального сопровождения, групповых занятий и индивидуальных тренировок поможет сделать занятия более эффективными и интересными.
- Позитивная мотивация: создание благоприятной атмосферы, использование игровых форм, поощрение достижений.
- Активное участие ребенка: стимулирование самостоятельности, вовлечение в процесс выбора упражнений и темпа занятий.
- Комплексный подход: взаимодействие с врачами, психологами, педагогами, родителями.

Важная информация:
Перед началом занятий необходима консультация с врачом.
В наших центрах “Знай и Умей”, “Школа Знаний и Умений” с радостью предложат Вам удобное время для занятий АФК в центрах по адресам: г.Москва, ул.Академика Пилюгина д.14к2, г.Москва, ул.Грина д.18, г.Москва ул.Брусилова д.21.